Почему новость есть, а рефлексии нет

Никто не знает, как говорить о потере Россией первого места в медальном зачете Сочи
Ругать наших спорт­с­менов язык не поворачивается, мы все, не только пропаганда, в них эмоционально инвестировали, все за них радовались. А защищать их тоже никто не хочет

Как мы уже не раз могли убедиться, российские и западные СМИ зачастую не просто по-разному освещают те или иные события или явления, но и совершенно по-разному оценивают их значимость. Не стало исключением и одно из важнейших с точки зрений мифологии нашей новейшей истории событий: на днях после очередного исследования по допингу отечественная сборная лишилась еще двух медалей, в результате чего Россия в неформальном общем медальном зачете вылетела с первого места, оказавшись только на третьем.

А ведь это не просто какое-то спортивное соревнование. Первое место на домашней Олимпиаде, так драматически вырванное в феврале 2014 г., стало одним из двух поводов для скачка рейтинга Владимира Путина (второй, соответственно, Крым, спустя всего месяц после Сочи).

Несмотря на это, и в нашей, и не в нашей прессе тема прошла по касательной, не захватила общественную дискуссию ни по ту, ни по эту сторону Атлантики. По очень разным при этом причинам.

Западные медиа, и американские, и европейские, просто не очень взбудоражены. Они спокойно, в фоновом режиме хроникера сообщали обо всех пробах на допинг, об отобранных медалях, о том, кто слил информацию и как слившего пытаются преследовать российские власти. Но вот до драматических обобщений и аналитики из весомых СМИ дошли единицы – разве что Bloomberg собрало заметку о том, как Россия потеряла «олимпийскую корону». Немного больше тема заинтересовала прессу из стран победнее – из Индии, Мексики или Турции.

Уровень интереса к теме в странах – потенциальных злопыхателях хорошо виден по статистике сервиса Google Trends. По запросу sochi doping Великобритания лишь на 39-м месте, а США и вовсе на 49-м. Да, там есть сезонный интерес к русскому – но не ко всем нашим проблемам, а только к тем, которые применимы к политике, не более.

В России все то же, да не то. Лишение России медалей и, соответственно, утрата первого места в медальном зачете не стали главной темой недели и проскочили где-то сбоку общего внимания – но психологическая природа этого нарочитого «невнимания» принципиально другая.

Российские журналисты, как зловещее крещендо, последние недели сгущали краски, отсчитывая, сколько еще должны отобрать медалей, чтобы Россия лишилась первого места. Мрачно сообщали о каждом решении, но не обсуждали. И когда час пробил, у всех разом вышли новости: «Россия лишилась первого места». Вышли – и сразу же исчезли с топовых позиций. Ушли в архив.

И никакой рефлексии! Ни в государственных, ни (почти что) в независимых СМИ. Ни экспертов, ни колонок, ни круглых столов, ни блогов, ни подкастов, ни мемов.

Российские медиа предпочли поскорее уйти от неприятной темы. Никто не знает, как об этом говорить. Ругать наших спортсменов язык не поворачивается, мы все, не только пропаганда, в них эмоционально инвестировали, все за них радовались. А защищать их тоже никто не хочет. Да даже чиновники нехотя говорят дежурные слова, мол, не дадим отобрать у нас наши победы – но они сами себе не верят.

Все, похоже, понимают, что поймали с поличным. Что шапка горит прямо на воре. Но шапку эту все примеряют на себя. И всем в итоге проще, как ребенку, отвернуться и сделать вид, что проблемы нет.

Автор – диджитал-директор RTVI