Мнения / Аналитика / Республика
Статья опубликована в № 4462 от 01.12.2017 под заголовком: Николая Второго убил Годзилла

Николая Второго убил Годзилла?

Ритуальных убийств не существует – зато существуют антисемиты, пишет Андрей Бабицкий
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Андрей Бабицкий

Последние два дня сразу много людей допустили мысль, что убийство Николая Второго и его семьи в июле 1918 г. было ритуальным. Сперва епископ Тихон Шевкунов заявил, что у него «самое серьезное отношение» к этой версии, и добавил, что у значительной части церковной комиссии, занятой расследованием обстоятельств гибели царя, в этом нет сомнений. Затем старший следователь Следственного комитета сказала, что СКР будет расследовать эту версию. Все это выглядит на первый взгляд проявлением искренней любознательности, но в действительности им не является. Это антисемитизм, причем довольно пещерного толка. Оказалось, что и церковь, и Следственный комитет полны антисемитов. Это важно сказать вслух и никогда нелишне объяснить, почему это так.

Представьте ради мысленного эксперимента, что епископ Шевкунов всерьез отнесся бы к версии, согласно которой Николая Второго убил Годзилла – или, например, засосала дыра в пространственно-временном континууме. Поскольку историческая наука не воспринимается епископом как сколько-нибудь подходящий метод изучения прошлого, эту версию он, вероятно, тоже просил бы проверить Следственный комитет. Что дало бы такое расследование?

Вероятно, ничего. И проблема не в том, что у нас нет хороших свидетельств пребывания Годзиллы в Екатеринбурге в июле 1918 г., а в том, что Годзиллы вообще не существует. Весь богатый опыт человечества, сложнейшие приборы и самые изощренные теоретические выкладки не смогли никого убедить, что это реальное явление вещного мира. Годзиллы нет. Когда кто-то пытается объяснить убийство с помощью Годзиллы, это многое говорит о склонностях и верованиях предполагающего, но ничего – об обстоятельствах самого убийства.

С ритуальными убийствами та же штука: их не существует. И не было в новейшей европейской истории. Тем более их не существовало в том контексте, в котором это слово используется последние несколько веков, – евреи не убивают христиан и не замешивают на их крови мацу. Большой бескорыстный труд поколений антисемитов не изменил существующего консенсуса: ритуальные убийства – это выдумка. Зато сам этот миф совершенно реален, а люди, которые в него верили и верят, многочисленны, красноречивы и хорошо описаны. Почти всех этих людей объединяет – помимо веры в ритуальные убийства – плохое отношение к евреям.

Можно представить себе человека, всерьез рассуждающего о ритуальных убийствах, который не узкоспециализированный антисемит, а нацист широкого профиля. (В царской России в ритуальных убийствах обвиняли не только евреев, но и удмуртов, мултанских вотяков – дела эти, впрочем, заканчивались оправданием и скандалом.) Это едва ли лучше, но, учитывая богатую историю вопроса, такое объяснение кажется маловероятным. Почти столь же маловероятным, сколь и обнаружение сценария черного ритуала, написанного рукой одного из цареубийц.

Поэтому расследование СКР, скорее всего, не сообщит нам ничего нового. Мы и так знали, что царя убили коммунисты и что в России полно антисемитов – совсем уже простых, без претензий.

Выбор редактора
Читать ещё
Preloader more