Почему Россия опоздала с планами «быть Китаем»

В отличие от России, Китай не только запрещает, но и создает альтернативу тому, что запрещает
Ответственные чиновники не то чтобы бездари, нет. По сравнению с китайскими коллегами они люди из каменного века

События вокруг Telegram заставляют задуматься, не изображают ли органы криворукость специально. В пропитанной политтехнологиями и пиаром российской среде легко предположить, что кто-то через блокировку придумал раскрутить Telegram или сделать Павла Дурова альтернативным оппозиционером.

В России мысль о том, что некоторое явление – чья-то бизнес-идея или политический заговор, приходит в голову первой. И только потом сознание говорит себе стоп и переворачивается с головы на ноги. Заговор – это фантазия, а криворукость – да, вполне настоящая.

Российское государство хотело бы быть таким же продвинутым, как китайское, но не может. Государство хочет закрыть хотя бы Telegram, но не может. Роскомнадзор, конечно, не жалко, но перед ним была поставлена задача – как и полагается в России – взять и выпить море. За пару лет наладить в России все, как у китайцев.

Нужно раскрыть страшный китайский секрет. Коммунистическая партия не только запрещает и регулирует – с разной степенью успеха – все живые общественные процессы в Китае. Китайское руководство еще и поощряет альтернативы тому, что оно запрещает. Одно из популярнейших социальных медиа страны, микроблогинговый сервис Sina Weibo, принадлежит публичной компании, которая, в свою очередь, принадлежит публичной компании Sina, среди акционеров которой крупнейшие американские и европейские инвестфонды, зарабатывающие на ней деньги. У Sina Weibo с недавних пор больше регулярных пользователей в месяц, чем у Twitter. Весь высший менеджмент компании – китайцы со степенями из лучших американских университетов.

Alibaba, компания электронной торговли, действующая в 200 странах, по некоторым показателям, например по годовому объему транзакций на своих сайтах, обгоняет eBay и Amazon, вместе взятые. По рыночной капитализации Alibaba сравнима с Microsoft и уверенно входит в первую пятерку мировых технокорпораций. Китайские компании в этой сфере доминируют на своем домашнем рынке и жестко конкурируют с американскими фирмам, аналогами которых китайские фирмы изначально были.

Китайское правительство приказало начать разработку «великой китайской интернет-стены» – проекта «Золотой щит» – 20 лет назад, до того, как упомянутые гиганты сетевой торговли и социальных медиа начали развиваться. Китайское государство построило новаторскую и ужасную цифровую диктатуру, или диктатуру эпохи больших данных. Такая система управления предполагает доступ государства к данным о поведении граждан, генерируемым социальными медиа и онлайн-торговлей.

Средства, время и усилия, которые КНР вложила в государственный сетевой мегапроект, просто не сравнимы с российскими. Владимир Путин еще в 2010 г. был уверен, что интернет – наполовину порнография. Спохватившись несколько лет назад, он, вероятно, приказал подчиненным быстренько наладить все, как у китайцев. Ответственные чиновники не то чтобы бездари, нет. По сравнению с китайскими коллегами они люди из каменного века. То, что они сейчас делают – ломают интернет, уничтожая остатки здравого смысла и инвестклимата, – есть полная противоположность тому, что делал Китай. Но им сказали сделать быстро и дешево – они и делают.

Чтобы сделать как у китайцев, нужно вернуться лет на 20 назад, вложить миллиарды в российский государственный фаервол с постоянно совершенствуемой системой фильтров, вырастить и сделать прибыльными российские аналоги американских технокорпораций, добиться, чтобы влиятельные американские инвесторы были заинтересованы в росте этих корпораций и в силу этого не были бы заинтересованы шуметь по поводу закручивания гаек и цензуры. Иными словами, сделать как у китайцев российское государство не может и не сможет. А что сможет? Поломать интернет и в итоге просто выдернуть все вилки из розетки – это сможет.