Время вспомнить про двухпартийность

Двухпартийиная модель делает систему реально конкурентной, оставляя победителю возможность проводить собственный курс
На понятном Сергею Кириенко языке можно сказать, что возможности старого типа реакторов исчерпываются, нужно строить что-то новое

Результаты губернаторских выборов показали, что протест возвращается, причем недовольство стал проявлять и традиционно лоялистский электорат. Вновь актуален лозунг «За кого угодно, кроме «Единой России». Люди откровенно голосуют за бутафорскую оппозицию, лишь бы подать в центр сигнал о недовольстве. Победители выборов в минувшее воскресенье совершенно не были к этому готовы. Владимир Жириновский днем воскресенья успел исполнить дежурный ритуал: заявил, что ни при каких условиях не признает результаты голосования из-за фальсификаций. Но и после подсчета Жириновский порадовал оригинальной идеей назначать только беспартийных губернаторов. С таким подходом парламентская оппозиция недолго сможет отвлекать протест на себя.

До выборов в Госдуму остается три года – не такой уж гигантский срок. А политическая система не выглядит образцом надежности. Власть еще выручает высокий рейтинг Владимира Путина, но большой вопрос, будет ли он жертвовать им ради «Единой России». Низкий же результат «Единой России» в 2021 г. станет опасным для власти прологом к выборам президента – 2024. Особенно если учесть, что Путин вроде как не сможет принимать в них участие.

Власть начала активный сбор денег по сусекам, причем без видимых экономических оснований. Ситуация не похожа на критическую, профицит бюджета за восемь месяцев – почти 2 трлн руб., нефть пробила потолок в 5000 руб. за баррель при рекордном объеме добычи. И при этом растут налоги и сборы, начинается подготовка повышения пенсионного возраста. Естественно, все больше будет вопросов о том, зачем власть аккумулирует такие средства. Ответ вроде бы есть: на экономический прорыв, обрисованный в инаугурационном указе. При этом Минфин дает понять, что ускорение экономического роста мы получим только в конце будущей бюджетной трехлетки. Иными словами, к 2021 г. затянувший ремни электорат чудес может и не увидеть.

Это означает, что государственным политическим менеджерам нужно приступать к срочным изменениям в партийной системе. На понятном Сергею Кириенко языке можно сказать, что возможности старого типа реакторов исчерпываются, нужно строить что-то новое. А то того глядишь – доживем до политического Чернобыля.

Я много лет выступаю за создание в России двухпартийной модели. Она делает систему реально конкурентной, но при этом наделяя победителя серьезным набором полномочий для проведения самостоятельного курса. Страх, что она раскалывает общество, сформулировали еще отцы-основатели США, которые по этой причине вообще были против института политических партий. Многие, глядя на США, поспешат сделать вывод, что эти фобии как раз сейчас и сбываются. Но в реальности хоронить американскую двухпартийность слишком рано, и Трамп на самом деле скорее показывает ее скрытые возможности. Не забудьте проанализировать и свежую статистику по американской экономике – очень низкая безработица и серьезный рост. Кстати, ЛДПР и КПРФ уже решили создавать коалиционные правительства в регионах. Чем не шаг к будущему объединению.-