Что делать, чтобы роботы не победили людей

Направление развития технологического прогресса прямо зависит лишь от действий государства
Что в США, что в СССР драйвер прогресса был один и тот же – государство

Искусственный интеллект побеждает человеческий. Скоро нас заменят роботы, безработица вырастет, зарплаты снизятся, Скайнет будет править миром... Этот сюжет экономистам кажется все более реальным. В США, например, покупательная способность зарплат едва изменилась за 40 лет. Несмотря на все технологические успехи страны, прогресс не привел к повышению производительности труда, а постепенно замещал людей машинами.

В свежей колонке на портале Project Syndicate Дарон Аджемоглу, широко известный по книге Why Nations Fail: The Origins of Power, Prosperity, and Poverty (в русском переводе «Почему одни страны богатые, а другие бедные»), предлагает решение, как повернуть тревожную тенденцию вспять. Все дело в неправильных налогах и фокусе на перераспределении доходов, а не на создании высокопродуктивных рабочих мест. Налоговая политика в США сегодня слишком благосклонна к доходу на капитал, что вынуждает фирмы полностью автоматизировать производство и избавляться от рабочих рук даже в тех случаях, когда человек более производителен, чем машина.

Но так было не всегда. В раннюю послевоенную эру путь прогресса капиталистических экономик был совсем другим. Частный сектор развертывал технологии, повышающие производительность рабочих, а не вытесняющие их. Это вело и к росту зарплат, и к росту спроса на труд. В то же время государство создавало благоприятную бизнес-среду, облегчало доступ к образованию и системам социального страхования, что позволяло населению получать именно те навыки, которые востребованы рынком.

Это было общество, движимое общим процветанием. Интересно, что в нем именно государство, а не бизнес стояло за созданием прорывных технологий. Наиболее важные изобретения – интернет, микрокомпьютер, аккумуляторы нового поколения – были результатом работы не свободного рынка, а государственных исследовательских лабораторий. Государство было основным изобретателем, рынок – лишь механизмом адаптации нового.

Когда читаешь это, ловишь себя на мысли: что в США, что в СССР драйвер прогресса был один и тот же – государство. Именно оно создавало предприятия, в недрах которых возникали скайнеты. Именно оно регулировало образование и раскидывало сети социальной поддержки населения. Разница лишь в том, что в СССР не было рынка, который обеспечивал всеобщее процветание, дошлифовывая и коммерциализируя прорывные изобретения. В основе же подходы двух стран были похожими. Это, кстати, созвучно мнению Лорена Грехэма, историка науки из MIT: на протяжении веков у России не было недостатка в изобретателях мирового класса, но не получалось выстроить надежный механизм распространения технологий.

По Аджемоглу, чтобы вернуться в послевоенные времена и не оказаться в мире, где правят роботы, государству нужно срочно пересмотреть налоговый кодекс, поддержать инвестиции в технологии, соответствующие потребностям работников, разбить монополии. Добавьте к этому меры по развитию рыночных институтов и повышению эффективности действий самого государства – получится программа для невозврата в СССР. Для нас это более актуально.

Автор – проректор Российской экономической школы по стратегическому развитию