«Комплекс бога»: бесы чувств

В триллере по сценарию Алены Званцовой рациональное зло страшнее ужасов подсознания

Вечером исчезает дочь известного пианиста. А следующим утром к психиатру Алексею (Кирилл Кяро – звезда сериалов «Эпидемия», «Спроси Марту», «Измены») приходит на прием зловещий клиент – по всем признакам маньяк. Гость не представился, но Алексей после нехитрого расследования узнает, что это был не кто иной, как Владимир Нестеров, интернет-предприниматель из списка Forbes (его играет Даниил Страхов – один из самых востребованных артистов 2000-х; был в «Бригаде» и «Бедной Насте»).

Получается, внешне благополучный человек годами скрывает от всех свое психическое расстройство. Алексей искренне пытается Нестерову помочь, и их отношения быстро выходят за рамки чисто профессиональных – пациент приходит к врачу домой, знакомится с его семьей. Тем временем пропадает вторая девочка, на мусорной свалке находят истерзанное тело третьей. А есть ли у Нестерова алиби?

Кажется, зрители редко запоминают имена сценаристов – а зря. Одна из главных причин смотреть новый проект видеосервиса Kion (производство компаний «МТС медиа» и LookFilm) – как раз сценарист Алена Званцова («Оттепель», «Точка»), которая, впрочем, уже давно и регулярно сама экранизирует свои сценарии. Это может быть мелодрама («Частица Вселенной») или мистический триллер («Небесный суд»), но всегда сериал с туго закрученной интригой.

/ LOOKFILM

И вот чем в этом ряду любопытен «Комплекс бога», который поставила режиссер Флюза Фархшатова («Спроси Марту», «О чем говорят мужчины. Продолжение»). Если лет 10 назад в детективе «Прощай, любимая!» Званцова адаптировала скандинавский нуар, то новинку можно расценить как экспорт корейского нуара. Ведь лучше всего про маньяков и месть сейчас снимают именно там («Я видел дьявола», «Признание убийцы» и проч.). Впрочем, тут в анамнезе явно есть и голливудские триллеры конца прошлого века, когда психопатом мог оказаться каждый – и соседка («Одинокая белая женщина»), и квартирант («Район «Пасифик-Хайтс»), и няня («Рука, качающая колыбель»). Тем более пациент.

Рабочее название сериала – «Экзорцист» – хотя и вводит в некоторое заблуждение относительно жанровой природы (никакой мистики здесь на самом деле нет), но гораздо точнее описывает основной конфликт. Психиатр Алексей действительно изгоняет демонов, только вместо молитв в его арсенале разговоры по душам и таблетки. И происходит с ним самый страшный кошмар, который только и может случиться с профессиональным экзорцистом: он убеждается в собственном бессилии. Бесы сидят в каждом – и в нем самом. Не будет большим спойлером сказать, что самые страшные вещи в сериале творят как раз вменяемые, вполне здоровые с точки зрения психиатрии люди. И творят по довольно прозаичным причинам. В этом и состоит красивая диверсия «Комплекса бога» против жанра – маньячные триллеры обычно пугают бездной подсознания, а у Званцовой зло обыденно, рационально объяснимо. Банально.

/ LOOKFILM

К сожалению, реализация получилась на порядок бледнее замысла. Акценты странно смещены, важные вещи проговорены впроброс. В итоге во всех подтекстах разберется не каждый въедливый зритель. Искренне жаль нереализованного потенциала многих сюжетных линий. Взять хотя бы отношения Нестерова с официанткой Настей (Марина Васильева из «Нелюбви»), которую он, вероятный убийца, нанимает себе в друзья для вечерних разговоров, чтобы не утратить контакт с реальностью. Про это можно снять отдельный сериал, а здесь обошлись несколькими сценами. Порой характеристики персонажей сведены до банальных гастрономических деталей – например, друг пианиста (Николай Шрайбер из «Аритмии») постоянно ест бургеры, а упертый мент (Михаил Тройник из «Чик») кладет много сахара в чай.

Не вполне справедливо во всех недостатках винить одного лишь режиссера. Судя по всему, проект снимался в дикой спешке, так что артисты даже не успели вжиться в свои роли. Из главных персонажей наиболее органичен только Шамиль Хаматов («Обоюдное согласие», «Бихэппи»), сыгравший богемного пианиста и отца исчезнувшей девочки. А в целом второй план – Марина Васильева, Николай Шрайбер, Ирина Леонова («Куприн. Яма») – смотрится сильнее первого. Особенно жаль актрису Ольгу Лерман («Родком») – ей роль просто не придумали. Очень хорошо играют дети – что редкость, и их много в кадре.

Нуарная линейка Kion («Коса», «Одержимая», вот теперь «Комплекс бога») разворачивается в крайне условной реальности – стильной, модно снятой, но лишенной социального измерения. Полицейский участок напоминает офис IT-компании, интернат для пожилых инвалидов «найден» на ВДНХ. Почему бы и нет – голливудские фильмы тоже редко похожи на настоящую Америку. Проблема в том, что обжить, сделать правдоподобными эти стерильные пространства так и не удалось. По сюжету, девочку теряют около Москвы-реки и органы даже подозревают, что она утонула. Но поверить в эту предпосылку невозможно – мы же видим, как далеко ресторан находится от воды.

«Комплекс бога» состоит из пяти серий, которые будут выходить по пятницам до начала марта. Но смотреть сериал лучше залпом, чтобы в полной мере оценить сюжетные рифмы и арки персонажей, тем более что финал нивелирует многие огрехи.-