«Юра дворник»: ода новой неискренности
В прокат выходит комедийная драма про «уфимского Макконахи»Модный фотограф Рома (Денис Власенко – тень покойного отца из сериала «Закрыть гештальт» и Влад из сериала Happy End) снимает конуру на окраине Москвы, покупает брендовую одежду с рук по объявлениям и мечтает попасть на обложку журнала GQ. Но из-за досадного происшествия с неким «королем недвижимости» (немногословный Гоша Куценко, известный по «Елкам» и «Любови-моркови»), приревновавшим Рому к молодой жене, герой вынужден немедля отбыть в родную Уфу, в бабушкину пустующую двушку.
Квартира, впрочем, оказывается не вполне пустующей: сердобольная баба Аня (Татьяна Догилева – Света из «Покровских ворот») поселила там дворника Юру (Антон Кузнецов, известный по сериалу ЮЗЗЗ), на которого мошенники повесили кучу долгов и теперь ему негде жить. Юра – инвалид с нарушением ментального развития, добрый, наивный и беззащитный. Хмуро проворочавшись несколько ночей на старой бабушкиной кровати со сломанными ножками, Рома приходит к решению: раз не судьба ему фотографировать супермоделей, значит, он будет фотографировать своего соседа Юру.
В основе фильма лежит реальная история. В начале позапрошлого года уфимский фотограф Роман Филиппов устроил дворнику Юрию Ветлугину фотосессию в глянцевом стиле. Хорошо одетый и постриженный дворник смотрелся заправской кинозвездой и выглядел наглядной иллюстрацией того, сколь много в жизни значат внешние обстоятельства: сложись они иначе, Юрий и вправду мог бы оказаться на журнальных обложках.
Непонятно, чем авторов картины не устроила эта простая и выразительная идея, благодаря которой снимки «уфимского Макконахи», в общем-то, и стали вирусными. Но авторы аккуратно откладывают ее немножечко в сторону и организуют картину вокруг совсем другой идеи – противопоставления подлинного и фальшивого. Картинам фальшивой жизни модного фотографа отдана вся чрезмерно развернутая экспозиция. Рома шляется по мажорским местам, фотографирует голых девок. Пускает пыль в глаза и учит этому других. Например, выступает с лекциями, в которых цинично, словно персонаж Бегбедера, прославляет неискренность. И, что удивительно, послушать его галиматью всегда собирается много людей.
Вся эта критика бездуховного гламура родом прямиком из 90-х, когда формировавшееся в России общество потребления скандализировало обывателя и требовало немедленного художественного осмысления. С позиции дня сегодняшнего слишком многое в этой сатире выглядит анахронизмом – и карикатурные «новые русские», и предвзятое отношение к профессии глянцевого фотографа, и негативная оценка простого человеческого желания купить брендовую шмотку. И особенно – обесцвеченные по моде 90-х волосы актера Власенко. Светлое начало в фильме символизируют баба Аня со своими солеными огурчиками и, естественно, заглавный герой, чья неизменно широкая улыбка призвана репрезентировать широту его честной души.
Рома хочет слепить из Юры гламурный образ. Юра не хочет образ, он хочет оставаться самим собой. Чтобы у зрителя не возникало в этом сомнений, на телефонном звонке у него даже стоит песня Юли Савичевой про «оставайся такой, как есть». Из этого противоречия сценарист-дебютант Дмитрий Кирюшкин пытается создать полноценный драматургический конфликт, который двигал бы сюжет, но у него не очень получается. Да, герои часто высказываются на тему «быть или казаться», Рома учит Юру притворяться и изображать удовольствие в минуты отвращения, что дает материал для нескольких комедийных гэгов. Но на развитие событий это, в общем, мало влияет: история идет как будто сама по себе, в обход центральной идеи. И даже кризис в дружбе Ромы и Юры (который по законам жанра должен наступить перед слезоточивым финалом) случается не из-за конфликта, ложного или подлинного, а по иной и, строго говоря, посторонней отношениям героев причине.
Не то чтобы можно было надеяться, что артист Антон Кузнецов своей ролью поставит себя в один ряд с Дастином Хоффманом (в «Человеке дождя»), Леонардо ДиКаприо (в «Что гложет Гилберта Грейпа») и Томом Хэнксом (в «Форресте Гампе»), но все-таки. Играть людей с нарушениями ментального развития – интересная и сложная актерская задача, и Кузнецов мог попытаться создать выразительный или уж как минимум хоть чуточку правдоподобный образ. Но он идет самым легким путем: делает глупое лицо, говорит глупым голосом и всю дорогу держится так, словно участвует в пробах к «Тупому и еще тупее». Да и не он один. Тут почти все переигрывают, кроме Гоши Куценко, который изображает пенек с глазами, и телеведущей Иды Галич, чья непрофессиональная актерская игра неожиданно подкупает своей естественностью.
Превращая драматическую составляющую картины в чистую условность, авторы зато делают акцент на юморе. Большую часть времени между сюжетно значимыми событиями (которых весьма немного) зрителя развлекают шутками и комическими сценками, и многие из них вполне удачные. Если бы «Юра дворник» создавался как незамысловатая комедия о похождениях смешной пары а-ля «Тимон и Пумба», претензий к нему, пожалуй, и не было бы – в этом качестве картина неплохо работает.
Но фильм позиционируется как драмеди «со смыслом», сделанное на основе широко известной и к тому же печальной истории. Истории, настоящих героев которой режиссер Виталий Дудка (известный по сериалу «Кто там?») предъявляет на финальных титрах в качестве весомого аргумента в свою пользу. Видите, мол, мы тут не просто посмеяться собрались, мы тут о человеческой судьбе вдумчивую речь ведем. В фильме, который так много говорит о честности и искренности, такое лукавство выглядит как-то особенно неуместно.