«Юра дворник»: ода новой неискренности

В прокат выходит комедийная драма про «уфимского Макконахи»

Модный фотограф Рома (Денис Власенко – тень покойного отца из сериала «Закрыть гештальт» и Влад из сериала Happy End) снимает конуру на окраине Москвы, покупает брендовую одежду с рук по объявлениям и мечтает попасть на обложку журнала GQ. Но из-за досадного происшествия с неким «королем недвижимости» (немногословный Гоша Куценко, известный по «Елкам» и «Любови-моркови»), приревновавшим Рому к молодой жене, герой вынужден немедля отбыть в родную Уфу, в бабушкину пустующую двушку.

Квартира, впрочем, оказывается не вполне пустующей: сердобольная баба Аня (Татьяна Догилева – Света из «Покровских ворот») поселила там дворника Юру (Антон Кузнецов, известный по сериалу ЮЗЗЗ), на которого мошенники повесили кучу долгов и теперь ему негде жить. Юра – инвалид с нарушением ментального развития, добрый, наивный и беззащитный. Хмуро проворочавшись несколько ночей на старой бабушкиной кровати со сломанными ножками, Рома приходит к решению: раз не судьба ему фотографировать супермоделей, значит, он будет фотографировать своего соседа Юру.

В основе фильма лежит реальная история. В начале позапрошлого года уфимский фотограф Роман Филиппов устроил дворнику Юрию Ветлугину фотосессию в глянцевом стиле. Хорошо одетый и постриженный дворник смотрелся заправской кинозвездой и выглядел наглядной иллюстрацией того, сколь много в жизни значат внешние обстоятельства: сложись они иначе, Юрий и вправду мог бы оказаться на журнальных обложках.

/ Dudka Films

Непонятно, чем авторов картины не устроила эта простая и выразительная идея, благодаря которой снимки «уфимского Макконахи», в общем-то, и стали вирусными. Но авторы аккуратно откладывают ее немножечко в сторону и организуют картину вокруг совсем другой идеи – противопоставления подлинного и фальшивого. Картинам фальшивой жизни модного фотографа отдана вся чрезмерно развернутая экспозиция. Рома шляется по мажорским местам, фотографирует голых девок. Пускает пыль в глаза и учит этому других. Например, выступает с лекциями, в которых цинично, словно персонаж Бегбедера, прославляет неискренность. И, что удивительно, послушать его галиматью всегда собирается много людей.

Вся эта критика бездуховного гламура родом прямиком из 90-х, когда формировавшееся в России общество потребления скандализировало обывателя и требовало немедленного художественного осмысления. С позиции дня сегодняшнего слишком многое в этой сатире выглядит анахронизмом – и карикатурные «новые русские», и предвзятое отношение к профессии глянцевого фотографа, и негативная оценка простого человеческого желания купить брендовую шмотку. И особенно – обесцвеченные по моде 90-х волосы актера Власенко. Светлое начало в фильме символизируют баба Аня со своими солеными огурчиками и, естественно, заглавный герой, чья неизменно широкая улыбка призвана репрезентировать широту его честной души.

/ Dudka Films

Рома хочет слепить из Юры гламурный образ. Юра не хочет образ, он хочет оставаться самим собой. Чтобы у зрителя не возникало в этом сомнений, на телефонном звонке у него даже стоит песня Юли Савичевой про «оставайся такой, как есть». Из этого противоречия сценарист-дебютант Дмитрий Кирюшкин пытается создать полноценный драматургический конфликт, который двигал бы сюжет, но у него не очень получается. Да, герои часто высказываются на тему «быть или казаться», Рома учит Юру притворяться и изображать удовольствие в минуты отвращения, что дает материал для нескольких комедийных гэгов. Но на развитие событий это, в общем, мало влияет: история идет как будто сама по себе, в обход центральной идеи. И даже кризис в дружбе Ромы и Юры (который по законам жанра должен наступить перед слезоточивым финалом) случается не из-за конфликта, ложного или подлинного, а по иной и, строго говоря, посторонней отношениям героев причине.

/ Dudka Films

Не то чтобы можно было надеяться, что артист Антон Кузнецов своей ролью поставит себя в один ряд с Дастином Хоффманом (в «Человеке дождя»), Леонардо ДиКаприо (в «Что гложет Гилберта Грейпа») и Томом Хэнксом (в «Форресте Гампе»), но все-таки. Играть людей с нарушениями ментального развития – интересная и сложная актерская задача, и Кузнецов мог попытаться создать выразительный или уж как минимум хоть чуточку правдоподобный образ. Но он идет самым легким путем: делает глупое лицо, говорит глупым голосом и всю дорогу держится так, словно участвует в пробах к «Тупому и еще тупее». Да и не он один. Тут почти все переигрывают, кроме Гоши Куценко, который изображает пенек с глазами, и телеведущей Иды Галич, чья непрофессиональная актерская игра неожиданно подкупает своей естественностью.

Превращая драматическую составляющую картины в чистую условность, авторы зато делают акцент на юморе. Большую часть времени между сюжетно значимыми событиями (которых весьма немного) зрителя развлекают шутками и комическими сценками, и многие из них вполне удачные. Если бы «Юра дворник» создавался как незамысловатая комедия о похождениях смешной пары а-ля «Тимон и Пумба», претензий к нему, пожалуй, и не было бы – в этом качестве картина неплохо работает.

Но фильм позиционируется как драмеди «со смыслом», сделанное на основе широко известной и к тому же печальной истории. Истории, настоящих героев которой режиссер Виталий Дудка (известный по сериалу «Кто там?») предъявляет на финальных титрах в качестве весомого аргумента в свою пользу. Видите, мол, мы тут не просто посмеяться собрались, мы тут о человеческой судьбе вдумчивую речь ведем. В фильме, который так много говорит о честности и искренности, такое лукавство выглядит как-то особенно неуместно.