«Кентавр»: город засыпает, просыпается маньяк

В прокат вышел триллер от продюсера Ильи Найшуллера – о поездке на такси длиною в ночь

Ночь, улица, фонарь, труп. По неоновой Москве бродит маньяк и охотится на красивых девушек. Убийцей может быть кто угодно. Например, таксист. Такой как Саша (Юра Борисов – один из самых востребованных молодых актеров; играл в «Т-34», «Серебряных коньках», «Эпидемии»). Саша живет один, работает только по ночам, гонщик от бога. Притворщик от бога. Никогда не знаешь, что у него на уме и какой он на самом деле. С одним клиентом вроде простак, рубаха-парень. А с красавицей Лизой (Анастасия Талызина – звезда ситкома «Патриот») такой немного романтический герой. У Лизы много дел этой ночью, и она нанимает Сашу повозить ее по адресам – хотя видит впервые в жизни. Город снова засыпает, просыпается маньяк.

Хороших российских триллеров не то чтобы сильно больше хороших российских боевиков, и тем удивительнее повстречать этим летом «Кентавра» – без скидок отличный полутриллер-полубоевик (совместное производство ID Production, Planeta Inform, Versus Pictures и видеосервиса «Окко»). Стильный, напряженный, и это, к слову, всего лишь второй фильм режиссера Кирилла Кемница – первым была черная комедия «Зомби-каникулы» 2013 г. с Юлией Волковой из «Тату». Далее первых 15 минут сюжет невозможно пересказать без риска выдать важный поворот. Безбоязненно можно сообщить немногое. Действие разворачивается в течение одной ночи и не так уж часто покидает салон Сашиного такси. В Москве действительно орудует серийный убийца, личность которого – одна из главных интриг фильма. Наконец, все ключевые персонажи – не те, за кого себя выдают.

Конечно, прежде всего не дает покоя один вопрос – может ли Саша оказаться тем самым маньяком? Ночной таксист остается загадкой вплоть до самого финала. Юра Борисов эффектно перестраивается в ряд харизматиков-автолюбителей мирового кино, для которых машина все равно что продолжение тела (отсюда и «Кентавр»). Временами кажется, что Саша – кто-то вроде Райана Гослинга в «Драйве»: красив, зловещ и слишком хорош за рулем, чтобы быть просто водилой. Порой маска дает трещины и мы видим обычного парня, который оказался не в том месте не в то время – как Джейми Фокс в «Соучастнике» Майкла Манна. Сценарий Михаила Зубко (Happy End, «Мосгаз») успешно раскачивает качели сомнений, раз за разом подкидывая все новые и новые детали. «Явно же маньяк!» – «Да нет, не может того быть».

/ ID Production / OKKO / Planeta Inform / Versus Pictures

Анастасия Талызина, уже доказавшая в хитовом сериале ТНТ «Патриот», что великолепно играет избалованных стервоз, для Лизы все-таки находит новые, лиричные краски. Их вербальная дуэль с Сашей постоянно меняет жанр – от флирта к стычке, от вспышки искренности к фантастической лжи. Саша бравирует своими навыками психолога – ночной таксист, мол, видит людей настоящими. Но и Лиза считает, что неплохо знает людей в силу уже своей профессии (которая есть отдельный твист, хотя не самый неожиданный). Каждый считает себя умнее другого, каждый пытается хитрить. Из прочих артистов стоит особо выделить Сергея Гилева («Фишер», «Актрисы») – актер безусловного обаяния вновь напоминает, что ему прекрасно удаются и злодеи. Собственно, в кино он ворвался именно со злодейской ролью в «Чиках».

«Кентавр» так и хочется назвать в хорошем смысле голливудским фильмом – с той лишь поправкой, что в современном Голливуде жанр детективного триллера переживает не самые лучшие времена. Настолько, что с большого экрана ему давно пришлось переехать на малый. Прежде всего вспоминаются или корейские триллеры вроде «Я видел дьявола» (сюжет другой, но тоже ночь, маньяк, неон), или американские триллеры 1990-х («Основной инстинкт», «Рука, качающая колыбель» и проч.) – в меру условные, крепкие драматургически, человечные. У «Кентавра» есть вполне прямая голливудская связь – в продюсерской группе фильма значится Илья Найшуллер, который снял в Америке успешный боевик «Никто» (2021 г.) по сценарию автора «Джона Уика».

/ ID Production / OKKO / Planeta Inform / Versus Pictures

Было бы неправдой сказать, что кино получилось идеальным. Нет, в некоторых сценах режиссеру явно изменяет вкус – например, корейская кровожадность кажется избыточной. Смена тональности между сценами не всегда психологически достоверна – авторы боятся наскучить зрителю и быстро переключают тумблер: вот героине страшно, а вот она уже включает веселый трек. К сожалению, чисто режиссерски не очень получилась одна из важнейших сцен, в которой парочка героев на какое-то мгновение переживает полное единение душ – Лиза даже танцует на краю пропасти при свете фар такси. Интересно, что в фильме нет даже поцелуев, но есть сразу несколько сцен, метафорически обыгрывающих интимную близость, – и в каждой участвует машина, механическое Сашино тело.

Печальная тенденция российского проката – отечественным триллерам решительно не везет с кассой, как не везет и боевикам. Среди первых лидером остается «Текст» Клима Шипенко (в 2019 г. заработавший 380 млн руб.; здесь и далее данные ЕАИС), но это скорее исключение из правил – «Селфи» Николая Хомерики в 2018 г., например, собрало 225 млн. А из боевиков лучше всех выступил как раз сенсационный дебют Найшуллера «Хардкор», полностью снятый от первого лица (его бокс-офис в 2016 г. составил 167 млн). Может быть, полутриллеру-полубоевику повезет больше.