«Сашашишин»: сказка для взрослых

Гарик Сукачев поставил в «Современнике» роман о мальчике-аутисте

Гарик Сукачев (советский и российский рок-музыкант, актер, режиссер, телеведущий, лидер групп «Бригада С», «Неприкасаемые») не дебютант в театральной режиссуре. В 2012 г. в «Современнике» состоялась премьера его «Анархии» по пьесе британца Майка Пэкера о панк-рокерах в эпоху потребления.

Пригласившая музыканта к себе в театр Галина Волчек не ошиблась – «Анархия» тогда стала хитом. И не только потому, что играли в спектакле звезды – Михаил Ефремов, Дмитрий Певцов, Ольга Дроздова и др., но и за счет режиссуры Сукачева, которая оказалась неожиданно внятной. Его талант ставить зрелищные спектакли, не отказываясь от попыток выразить сложные смыслы (в залихватской «Анархии» явственно осуждался консьюмеризм), оказался очевиден и зрителям, и критикам.

Спектакль «Сашашишин» поставлен в той же парадигме. Это тоже образцово-показательное зрелище, с дерзкими песнями, танцами, даже фокусами. И тоже за основу взята сложная литература – получивший в 2017 г. «Русского Букера» роман Александры Николаенко «Убить Бобрыкина». Главный герой этого произведения – мальчик-аутист Саша Шишин, взрослеющий рядом с авторитарной матерью, брошенной мужем и возненавидевшей от горя больного сына, себя и всех вокруг. Роман написан белым стихом от первого лица, повествование ведется нелинейно, автор тасует настоящее с прошлым, реальность с бредовыми видениями, живых героев с мертвыми.

/ А. Комаров / Пресс-служба театра «Современник»

Сукачев написал инсценировку вместе с Ольгой Погодиной-Кузминой (писатель, драматург, сценарист, автор романов «Адамово яблоко», «Власть мертвых», «Герой» и др.), акцентировав внимание исключительно на лирической теме. Саша влюблен в соседку Таню с детства и ненавидит одноклассника Бобрыкина, который издевается над ним и его чувством. Вполне предсказуемо Таня предпочтет его Саше.

Эта история, конечно, не равна роману – ни по проблематике, ни по смыслам. Ситуацию спасает то, что она разомкнута во времени и пространстве – Саша Шишин в спектакле живет одинаково и в 8 лет, и в 70. Он ходит в давно закрытый хозяйственный магазин за веревкой и мылом, дружит с Таней, выслушивает окрики озлобленной родительницы и терпит подзатыльники и удары от «качка» Бобрыкина.

Несколько натужным, но все же гимном всепрощению звучат в спектакле слова матери Саши в самой пронзительной сцене его отчаянных попыток не отпустить Таню к Бобрыкину навсегда. Это слова о том, что нужно всех простить и не ходить «дураком обиженным». Причинно-следственные связи и логика в спектакле выдержаны постольку поскольку, но зрителю это не важно. Ведь в финале старик Саша Шишин узнает о том, что Таня умерла. А уже в следующую минуту получает от нее письма с приглашением уехать вместе в «прекрасное далеко». Все поют и танцуют – и все отчаянно счастливы.

/ А. Комаров / Пресс-служба театра «Современник»

Если к инсценировке и отрицающему настоящую безысходность посылу спектакля вопросы есть, то ко всему остальному придраться невозможно. Актерские работы безукоризненны. Сашу Шишина играет Дмитрий Смолев (актер театра «Современник», спектакли «Три товарища», «Рассказ о семи повешенных», сериалы «Батя», «Миллионер из Балашихи» и др.), Танюшу – Дарья Белоусова (актриса «Современника», спектакли «Крутой маршрут», «Три товарища», «Папа», сериалы «Жиза», «Голем» и др.).

Редкий зритель не улыбнется, глядя на то, как девочка Таня разыгрывает в песочнице сценку из жизни мужа-жены, «варит» камни, посыпая их укропом из травы. А Саша в смешной красной шапке уверяет ее, что «ненавидит свадьбы». Интересно, что у этих двоих на сцене есть куклы-двойники и актеры с ними замечательно взаимодействуют (спектакль поставлен при участии Театра кукол им. С. В. Образцова).

Убедителен и трогателен Василий Мищенко (заслуженный артист РФ, фильмы «Вечный зов», «Спасатель», «Оттепель», «Экипаж» и др.) в роли Саши Шишина в старости. И Николай Клямчук (артист театра «Современник», спектакли «Интуиция», «Идеальный расчет», сериалы «Оттепель», «Тихий Дон») в роли играющего мускулами Бобрыкина. Герой, кстати, вовсе не лишен эмпатии, его чувство к Тане выглядит честным и сильным.

/ А. Комаров / Пресс-служба театра «Современник»

Все эти люди живут и дышат внутри сказочного и даже праздничного мира, выдуманного сценографом Андреем Шаровым (модельер, театральный художник, автор сценографии к спектаклям «Хомо эректус» в Театре сатиры, «Анархия» в «Современнике», «Платонов болит» в Театре на Малой Бронной и др.). Эффектная анимация, 3D-мэппинг, видеоинсталляции выстраивают на сцене мир 80-х гг. – кирпичные дома, красные трамваи. Фоном – звездное небо, снег хлопьями. Кульминация визуального ряда – эффектная сцена с мыльными пузырями, которые плывут в воздухе над сценой и зрительным залом, даря почти детское ощущение праздника. Этому же способствуют сценический дым, блестки, сложный свет и новогодняя елка на авансцене.

Визуальная составляющая спектакля как будто бы постоянно намекает на хеппи-энд, который если и случается, то лишь в воображении Саши. Впрочем, зрителям тоже хочется сказки. И песен. В финале разудалый хит Петра Налича «Крылья» поют не только актеры со сцены, но и весь зрительный зал.