Сложные отношения Андрея Костина с богами

Слушает или не слушает Центробанк госбанки
Практически во всем мы поддерживаем Центральный банк, но каждый раз перед советом директоров я смотрю на небо и, как греческим богам, членам совета директоров говорю: Пожалуйста, снизьте ставку! Боги слушают, но не очень.
Андрей Костинпрезидент, председатель правления ВТБ

Руководитель ВТБ – мастер ярких выступлений. Можно вспомнить, например, его рассуждения после IPO про специальный телефон, который «может замолчать», если акции ВТБ подешевеют, – и тогда можно паковать вещи. Или «работаем не просыхая» в ответ на критику со стороны Владимира Путина, бывшего тогда премьер-министром.

Сравнение руководителей регулятора с богами Олимпа (рискну предположить, что Зевс все же остановился в Кремле) можно было бы счесть простой лестью («Практически во всем мы поддерживаем Центробанк»), если бы не точность, с которой фраза Костина описывает взаимоотношения ЦБ с банками: «Слушают, но не очень». «Базель III» после отсрочек, но введен, резервы повышаются. А иногда и не слушают, и не спрашивают, как в случае с решением передать санацию банков самому регулятору.

Мольбы Андрея Костина понятны: его заместитель Герберт Моос говорил, что минус 1 процентный пункт ключевой ставки означает для группы ВТБ дополнительные 30 млрд руб. чистой прибыли в год. Снижение ставки на 0,5% годовых в середине июня, таким образом, может принести госбанку более 15 млрд руб.

У олимпийцев с Неглинной другая логика. Главное для них – последовательность денежно-кредитной политики и достижение 4%-ной цели по инфляции: рисков по-прежнему много и если переусердствовать со снижением ставки, а какой-то из рисков реализуется, то ставку придется повышать. «Лучше мы будем медленнее снижать ставку, чем то снижать, то повышать, – объясняла после снижения ставки в интервью «Ведомостям» Эльвира Набиуллина. – И для нас, и для участников рынка это более предпочтительная траектория».

Так что боги Костина очень даже слышат, как слышат и многих других, просящих о дешевых деньгах – для себя ли, для экономики. Просто боги – они на то и боги, чтобы видеть дальше людей. И исполнение ими желаний смертных порой способно приносить несчастье, вот только выясняется это не сразу, как получилось с фригийским царем Мидасом.

А может быть, Костину надо не только просить богов, но и приносить им жертвы, как делали древние греки? Я вовсе не о коррупции! И необязательно отдавать на заклание сотрудников. Но можно, например, «каждый раз перед советом директоров» возвращать часть почти 300-миллиардного льготного кредита, взятого на санацию Банка Москвы.