Заложники собственных фейков

За огрехи информполитики Госдумы депутаты хотят наказать новостные агрегаторы
Мы не можем позволить, чтобы наших граждан делали заложниками фейковых новостей
Вячеслав Володинпредседатель Государственной думы

Председателю Госдумы Вячеславу Володину уже давно очень не нравится крепко запавший в народные умы образ парламента как бешеного принтера, откуда вылетают, мягко скажем, странные инициативы. Кажется, внеси кто-нибудь завтра на рассмотрение Госдумы проект о замене в учебниках круглой Земли на плоскую с китами и черепахами, никто даже не удивится такому, кхм, свободомыслию депутатов.

Володин не раз призывал коллег не придумывать ради «самопиара» поправок, которые «только пугают народ», и предварительно согласовывать законопроекты с фракциями. Совсем странных инициатив и поправок и правда стало меньше, но и полностью избавиться от них пока не получается. Ну что поделать, депутаты у нас люди скорее творческие, чем обстоятельные, и часто ваяют документы по принципу «главное – верная идея, а с реализацией по дороге разберемся». Поэтому вся Госдума регулярно садится в лужу очередного скандала.

В очередной раз Госдума и конкретно фракция «Единая Россия» сильно понервничали из-за новости об обсуждении в парламенте запрета на эксплуатацию старых автомобилей. О дискуссии сообщил поздно вечером во вторник, 13 августа, «Коммерсантъ». К середине среды эту новость перепечатали сотни СМИ, ее бурно обсуждали в соцсетях: идею запретить старые машины население не оценило. Вышедшее в середине того же дня заявление «Единой России», что фракция идею не поддерживает, и еще более позднее пояснение, что речь не о личных автомобилях, а только о коммерческих, делу не помогли. Поезд с такой сенсационной новостью давно ушел со станции, и ловить его спустя почти сутки после выхода новости в «Коммерсанте» было бесполезно.

Наверное, после такого Володин отсыпал по полной орехов автору инициативы депутату Альфии Когогиной за неумение внятно описывать свои предложения, а потом еще и за неповоротливость – ведь разъяснение про личные авто можно было дать сразу! Затем, видимо, прилетело и пиарщикам Госдумы, которые тоже не купировали скандал прямо с утра.

Но публичным козлом отпущения были выбраны «Яндекс.Новости». Ведь новость о запрете старых автомобилей попала в топ-5 новостей на главной странице «Яндекса», а последующее заявление «Единой России» – нет. Вывод был сделан однозначный: «Яндекс» берет граждан в заложники фейками, это происки иностранных врагов России, ведь около половины голосующих акций поисковика контролируют иностранные фонды. Кстати, тут как раз завалялись поправки об ограничении участия иностранцев в новостных агрегаторах, вспомнили депутаты, и пригрозили таки ввести эту норму.

Однозначная связка между фейками и иностранным владением СМИ или агрегатора в депутатской голове очень понятна и легко объяснима в обстановке общей политической паранойи. Только практика разбивает эту теорию в пух и прах: подавляющее большинство фейков и ошибок порождается российскими редакциями, в том числе госСМИ. Хромает на все ноги и теория о злом умысле «Яндекс.Новостей» – сервис формирует топ-5 из сообщений с самым большим числом перепечаток в СМИ, а заявление «Единой России» многим СМИ было куда менее интересно, чем сама новость. Можно снова объяснить депутатам на пальцах, как работают алгоритмы «Яндекс.Новостей», но, кажется, такие сложности им неинтересны. Наши власти, Госдума в том числе, существуют в системе координат с автократичной системой управления политикой, экономикой, судебной системой и проч.: в критической ситуации при запросе сверху все становятся во фрунт. Депутатам сложно признать существование распределенных систем, таких как интернет в целом и конкретно «Яндекс.Новости», где итоговая конфигурация зависит не от команды сверху, а от сложного взаимодействия множества игроков. Это тотальное несовпадение менталитетов. Так что, когда Госдума говорит о желании ограничить иностранцев в «Яндекс.Новостях», не сомневайтесь: на самом деле речь идет о задаче подключить этот сервис к «телефонному праву» и управлять им по команде сверху.