Создание Таможенного союза вышло на финишную прямую

Создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана вышло на финишную прямую. Через полтора месяца у стран будет общим почти все: Таможенный кодекс, внешние границы и даже импортные пошлины на иномарки
М.Стулов

Пакет документов о создании Таможенного союза президенты России, Белоруссии и Казахстана подпишут 27 ноября в Минске. Речь идет о едином Таможенном кодексе, едином тарифе на импорт и перечне товаров, к которым будут применяться ограничения на ввоз или вывоз, рассказал вчера замминистра иностранных дел Белоруссии Игорь Петришенко (его цитирует «Интерфакс»).

По планам чиновников трех стран союз начнет работу 1 января – с этого момента на границе России с Белоруссией не будет таможенного контроля. С 1 июля 2011 г. он исчезнет и на границе с Казахстаном. До конца 2010 г. Казахстан закончит обустройство своей границы на южном направлении, пообещал премьер-министр страны Карим Масимов российскому премьеру Владимиру Путину. Ранее два чиновника, участвующих в переговорах с российской стороны, говорили «Ведомостям», что отсутствие демаркации на многих участках внешней границы Казахстана вызывает у России беспокойство.

Основные вопросы по созданию Таможенного союза решены, констатирует чиновник аппарата правительства, добавляя, что «работа кипит» – на 21 октября запланировано заседание комиссии союза. «Нужно принять колоссальное количество подзаконных актов», – объясняет он.

Введение с 2010 г. единого таможенного тарифа, по оценке замминистра экономразвития Андрея Слепнева, приведет к снижению средневзвешенной пошлины на импорт в Россию примерно на 1%. Но по ключевым позициям товаров изменений российских пошлин не будет, говорит сотрудник Минэкономразвития. Например, ввозные пошлины на иномарки будут выравниваться по российской планке, замечает он. О том, что Россия настаивает на высоких ввозных пошлинах на легковые автомобили, заявил и председатель комиссии Межпарламентской ассамблеи «Евразэс» Анатолий Васьков. «Пошлины пошлинами, но надо поддерживать своего производителя. Для России это очень важно», – объяснил он.

Сейчас на новые машины импортная пошлина в России составляет 30%, но не меньше 1,2–2,8 евро за 1 куб. см объема двигателя. На машины от трех до пяти лет – 35%, но не меньше 1,2–2,8 евро за 1 куб. см, старше пяти лет – 2,5–5,8 евро за 1 куб. см. В Белоруссии и Казахстане пошлины ниже, говорит сотрудник Минэкономразвития, отмечая, что не исключен переходный период, в течение которого каждое из государств будет сохранять свои ставки на иномарки. В России до середины 2010 г. действуют временные пошлины на автомобили, что будет дальше, неизвестно, сказал он.

Создание Таможенного союза в торговых отношениях между Россией, Казахстаном и Белоруссией глобально ничего не меняет, с этими странами и так действует зона свободной торговли, замечает исполнительный директор ИЭПП Сергей Приходько. Реальные интеграционные процессы для России никогда не были особой ценностью, считает политолог Михаил Виноградов: «Вспомнить хотя бы наши «дружественные» отношения с Белоруссией в последнее время: каждый раз, когда российские власти говорят очередное «да» по какому-либо вопросу, по сути, оно означает «нет».