Аркадий Гайдамак признан виновным в нелегальной торговле оружием

Парижский суд признал Гайдамака виновным в незаконных поставках оружия советского производства в Анголу в середине 1990-х, прокурор требует 6 лет заключения.

Парижский суд признал выходца из ССCР, израильского бизнесмена Аркадия Гайдамака и его французского коллегу виновными в незаконных поставках оружия советского производства в Анголу в середине 1990-х гг.

По данным следствия, в период с 1993 по 1998 г. в обход существующего режима санкций ООН против Анголы Гайдамак и Фальконе поставили правящему режиму Жозе Эдуарду душ Сантуша 420 танков, 150 000 снарядов, 170 000 противопехотных мин, 12 вертолетов и шесть военных кораблей, получив от ангольских властей около $800 млн.

Гайдамак и Фальконе - главные, но далеко не единственные фигуранты громкого дела, получившего название "Анголагейт". В общей сложности к нему считаются причастными 42 французских политика и бизнесмена, в том числе сын и бывший советник по Африке экс-президента Франции Франсуа Миттерана Жан-Кристоф Миттеран. Ему грозит год тюрьмы за предполагаемое получение взятки в $2,7 млн от Фальконе.

Адвокаты бизнесменов настаивали, что дело не может слушаться в Париже: оружие никогда не проходило через французскую территорию. По их версии, посредником при сделках выступала словацкая компания ZTS Osos.

Сторона обвинения считает эту фирму подставной, заявляя, что в реальности продажей оружия занималась французская компания Фальконе Brenco, а деньги от продажи шли через французские банки.

Наказание для обоих обвиняемых суд объявит позже. Прокурор требует для них шесть лет тюрьмы и 5 млн евро в виде штрафа за незаконную торговлю оружием и уход от налогов.

Но сейчас ни Гайдамаку, ни Фальконе можно не бояться тюрьмы. Фальконе, у которого в том числе есть ангольское гражданство, – посол этой страны при ЮНЕСКО с дипломатической неприкосновенностью.

Сложность для Гайдамака, последние 10 месяцев проживающего в России, в том, что теперь он вряд ли сможет вернуться в Израиль: у Франции и Израиля есть соглашение об экстрадиции. Добиться его выдачи Париж пытался и в прошлом, но безуспешно: прежние израильские законы трактовали мотивы для выдачи своего гражданина за рубеж как недостаточные. Но несколько лет назад Израиль принял новый закон, и нелегальная торговля оружием теперь тоже считается в этой стране уголовным преступлением.

Как бизнесмен отреагирует на вердикт, пока не ясно. Связаться с Аркадием Гайдамаком "Ведомостям" не удалось.