Статья опубликована в № 2473 от 27.10.2009 под заголовком: Кара за протекцию

Бездействие – тоже коррупция

Верховный суд внес свою лепту в дело борьбы с коррупцией. Пленум суда предлагает наказывать чиновников, извлекающих из своих полномочий выгоду неимущественного характера
Е.Стецко

Под злоупотреблением должностными полномочиями следует понимать не только действия чиновника, выходящие за рамки служебной необходимости, но и бездействие – т. е. умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей из корыстной заинтересованности. Такое разъяснение дал пленум Верховного суда (ВС) в постановлении «О судебной практике по делам о злоупотреблении служебными полномочиями». Вчера постановление опубликовано на сайте ВС.

Обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями может быть предъявлено только должностному лицу – т. е. чиновнику, выполняющему распорядительные функции, уточнил ВС. Не могут быть признаны преступными действия, совершенные во исполнение обязательного к исполнению приказа, говорится в постановлении. Зато действия должностного лица, издавшего заведомо незаконный приказ, следует квалифицировать как подстрекательство и даже организацию преступления.

Судам, рассматривающим дела о преступлениях против госслужбы, рекомендовано оценивать не только корыстную заинтересованность чиновника (получение льгот, кредита, оплата услуг), но и «иную личную заинтересованность», т. е. стремление извлечь выгоду неимущественного характера, вызванное такими побуждениями, как «карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса или скрыть свою некомпетентность», перечисляет ВС.

Как уголовное преступление (использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы) ВС предлагает рассматривать протекционизм. ВС трактует его как незаконное оказание содействия в трудоустройстве и продвижении по службе, совершенное из корыстной и иной личной заинтересованности.

«Это революционный прорыв», – говорит доцент кафедры теории и практики госуправления ВШЭ Павел Кудюкин. Он вспоминает, что норму о необходимости учитывать не только материальную заинтересованность чиновника не удалось «протолкнуть» в закон о госслужбе. Это ограничило сферу компетенции комиссий по конфликту интересов, теперь в их работе может применяться разъяснение ВС.

Адвокату Юрию Костанову неизвестны случаи, когда чиновника судили бы за протекционизм или желание извлечь нематериальную выгоду. Согласно официальной судебной статистике, в 2008 г. суды рассмотрели 3191 дело о преступлениях против госслужбы (без учета дел о взятках). В годовом отчете генпрокурора отмечалось, что больше всего коррупционных преступлений – в бюджетной сфере, в области использования государственного и муниципального имущества, при размещении заказов на поставки товаров.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать