Эквадор может признать Абхазию и Южную Осетию


Из-за сложных отношений с Боготой Кито пытается минимизировать и свою зависимость от соседа в плане энергетики, рассчитывая на Россию. В августе эквадорский министр энергетики подписал с российским «Росатомом» соглашение о сотрудничестве в области атомной энергетики, а в минувшую субботу Корреа сообщил журналистам о том, что Россия уже выделила деньги на строительство ГЭС «Тоачи-Пилатон» недалеко от столицы. Какую сумму выделила Москва, он не сказал, но примерная стоимость проекта, по оценкам агентства EFE, – $420 млн.

Главная задача приезжающего в Москву президента Эквадора Рафаэля Корреа – договориться о поставках российского вооружения. В Москве же рассчитывают услышать от него слова о признании Цхинвали и Сухуми.

В Москву Корреа прибудет завтра, а его переговоры с российским коллегой Дмитрием Медведевым пройдут в четверг, сообщила вчера пресс-служба Кремля. Цели визита Кремль не обозначил, отметив лишь, что эквадорский лидер прибывает по приглашению президента России. Сам Корреа рассказал о своих целях еще неделю назад. «Нам необходимо восстановить мощь нашей армии», – заявил он в телеобращении, добавив, что именно в этом ждет содействия Москвы, куда он прибывает в сопровождении министра обороны Хавьера Понсе.

Одна из причин желания укрепить обороноспособность страны – озабоченность решением соседней Колумбии, с которой Эквадор разорвал дипотношения в марте 2008 г., допустить на свои базы военных США. В конце сентября Корреа сообщил о переговорах с ЮАР о покупке 12 военных самолетов и с Бразилией о закупке 24 истребителей Super Tucano. В России, рассказал «Ведомостям» представитель «Рособоронэкспорта», будет подписан парафированный на прошлой неделе контракт на поставку двух вертолетов Ми-17 в гражданской комплектации для Минобороны. Но Москва рассчитывает и на другие контракты. По словам источника в «Ростехнологиях», в перспективе речь может идти о поставке Эквадору до шести истребителей Су-30МК2, еще нескольких вертолетов и систем ПВО, в этом случае объем ВТС с Эквадором может превысить $200 млн.

В ответ Москва рассчитывает на признание Эквадором независимости Южной Осетии и Абхазии. Как рассказал «Ведомостям» источник в МИДе, Москве было неофициально обещано, что позиция Эквадора будет озвучена в ходе нынешнего визита президента. Прямых сигналов, что решение о признании Эквадором принято, не было, но надежды на признание со стороны Эквадора и Боливии сильны, рассказал «Ведомостям» глава МИД Южной Осетии Мурат Джиоев. «Мы вообще активно работаем над этим и со странами Центральной Америки, и со странами Африки, и даже с АСЕАН», – добавил министр.

Положительные сигналы поступают из всех стран Латинской Америки, говорит замглавы абхазского МИДа Максим Гвинджия: «После признания республик Никарагуа и Венесуэлой признание со стороны других стран блока ALBA – это вопрос времени». (В блок ALBA входят Венесуэла, Куба, Боливия, Никарагуа, Эквадор, Доминикана, Гондурас, Сент-Винсент и Гренадины, Антигуа и Барбуда.) По словам Гвинджии, возглавлявшего абхазскую делегацию в турне по пяти странам Латинской Америки со 2 сентября по 1 октября, Абхазия соответствует всем атрибутам государственности, прописанным в Конвенции Монтевидео, – именно это стало мотивом признания со стороны Манагуа и Каракаса, а не выделение Россией кредитов двум странам.

Никарагуа, президент которой Даниэль Ортега заявил о признании республик в сентябре прошлого года, получила кредит в $1 млрд от России в декабре. Кредит Каракасу на $2,2 млрд на закупку российских вооружений был выделен этим сентябрем в ходе визита Уго Чавеса в Москву, где он и заявил о признании Цхинвали и Сухуми. Впрочем, Гвинджия, напоминает: кредит в $1 млрд был выделен Венесуэле еще в сентябре 2008 г. – тогда Чавес тоже был с визитом в Москве, но признания не последовало.