Слушания по Химкинскому лесу закончились без итога

Ключевые фигуры сторон противостояния заявили свои позиции, а Общественная палата призвала наконец провести госэкспертизу проекта, которой, как выяснилось, не было.
ИТАР-ТАСС

Двухчасовые общественные слушания в Общественной палате по трассе Москва - Санкт-Петербург через Химкинский лес в четверг закончились без итоговых решений, сообщило "РИА Новости. «Я выслушал разные мнения, не представляю, какое должно быть принято решение. Я нахожусь в полной растерянности", - сказал член ОП Анатолий Кучерена в ходе слушаний. Его поддержал руководитель Института продвижения инноваций ОП Вячеслав Глазычев: сейчас решение принимать нельзя, его нужно оттянуть на два-три месяца. «Должны быть проведены не только экономическая и экологическая экспертизы, должен быть комплексный экспертный проект строительства дороги", - считает Глазычев.

Он пояснил «Ведомостям», что важность нынешнего обсуждения в том, что проблема наконец вынесена на достойный ее уровень, а резолюция может и должна быть именно такой.

«До этого времени мы провели множество обсуждений — на них никогда не были ключевые лица, ответственные за проект. На этот раз там был и министр [транспорта Игорь Левитин], и Автодор, и администрация Химок в полном составе. Это позволяет нам вынести свою оценку происходившего. И в том числе о необходимости серьезной независимой экспертизы равно проработанных вариантов. Это должна быть государственная экспертиза, а это означает не ведомственная, то есть ее может производить как правительство, так и администрация президента, в идеале – с приглашением зарубежных экспертов, не заинтересованных в уже существующих договоренностях», - сказал член ОП

«Предложение об экспертизе — единственная возможная форма резолюции, которую примет Общественная палата. Пока, с нашей точки зрения, такой экспертизы еще не было», - резюмировал он.

Дискуссии на слушаниях не было: докладчики с той и другой стороны излагали свои позиции.

Сторонники

Аргументы сторонников трассы через Химкинский лес в общем сводились к тому, что альтернативы ей намного хуже, а сам Химкинский лес не только не уникален, но и сравнительно малоценен, а также полностью заменим. Так, председатель правления ТСЖ Химок Владимир Харитонов заявил, что из-за загруженности Ленинградки «жители Химок умирают, потому что загрязняются их легкие». Его поддержал Александр Белозеров из «Российской экологической независимой экспертизы», который сказал, что если ему предложат «вырубить 10 деревьев или дать ребенку заболеть раком легких», то он лучше вырубит деревья.

Министр транспорта РФ Игорь Левитин предложил в качестве компенсации высадить массив из экологически равноценных лесных культур (170 га в районе Лосиного острова и 500 га в районе Молжаниново) с придачей последней статуса охраняемой территории. По его мнению, "здесь все сделано в соответствии с законом" и причин для отказа от строительства нет.

Еще один аргумент сторонников трассы через Химкинский лес - его самая низкая стоимость. Все другие предлагаемые маршруты дороже на десятки миллиардов рублей и предполагают снос домов и торговых центров со значительными выплатами владельцам. Варианты радикальных защитников леса – десятиполосный тоннель и дублирование Ленинградского шоссе – еще и труднореализуемы.

Противники

Экологи указали, что вырубка леса в любом случае не улучшает экологическую ситуацию в Химках, а молодые посадки не могут быть равноценны старовозрастному смешанному лесу с участием широколиственных пород (дуб). «Кроме того, неизвестно, есть ли в Молжаниново необходимые 500 га под лес. Не случайно вариант маршрута дороги через Молжаниново был отклонен - там запланировано строительство гольф-клуба. Видимо, гольф-клубу и планируется придать статус охраняемой территории», - заявил на слушаниях Евгений Шварц, директор по природоохранной политике WWF России.

Другие эксперты поставили под сомнение низкую стоимость выбранного варианта дороги. «Когда здесь было сравнение вариантов, то бросается в глаза очень простая вещь: мы все сносы считаем по справедливым рыночным ценам, а цену сотки земли мы считаем по условным кадастровым ценам, которые не соответствуют рыночным в разы, на порядки. Если мы посчитаем рыночные цены на лес, то Химкинский лес будет золотым», - сказал Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства.

Глава Института устойчивого развития Владимир Захаров выразил удивление тем, что среди вариантов трассы нет простого расширения существующей. "Это очевидный вариант, но он отсутствует. Мне кажется, это странно", — заметил Захаров.

Население

Если верить ВЦИОМ, большинство опрошенных в начале сентября водителей на Ленинградском шоссе, а также жители САО Москвы, Зеленограда, Долгопрудного, Химок и Солнечногорска одобряют строительство платной федеральной трассы Москва – Санкт-Петербург, поскольку она улучшит транспортную ситуацию. Уровень поддержки проекта в Солнечногорске составил 99%, в Зеленограде – 89%, среди водителей - 84%.

В то же время опрос "Левада-центра" показал, что сохранение Химкинского леса важно для 77% жителей подмосковного города Химки. Одновременно, по ВЦИОМ, большинство (59%) москвичей и жителей Подмосковья одобряют активность защитников Химкинского леса. Негативно их действия оценивают 11%, еще 7% респондентов проводимые мероприятия безразличны.