Бандитское подполье стало неотъемлемой частью жизни Дагестана

Количество терактов на Северном Кавказе в этом году значительно выросло, возросли и потери силовиков – в основном за счет обострения ситуации в Дагестане

С начала года в Северо-Кавказском федеральном округе совершено 37 терактов, вчетверо больше, чем за весь 2009 год, а также 246 преступлений террористического характера, заявил вчера заместитель генпрокурора Иван Сыдорук на координационном совещании руководителей правоохранительных органов округа в Нальчике. По данным Сыдорука, с начала года в округе погибли 149 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, 384 ранены. Боевиков убито 167, а задержано 298 (цитаты Сыдорука по «Интерфаксу»).

Две трети потерь силовиков приходится на Дагестан, где, по информации пресс-службы МВД республики, с начала года убито 104 сотрудника силовых структур, в том числе 82 сотрудника дагестанской милиции, 10 спецназовцев ФСБ, 12 военнослужащих внутренних войск и Минобороны и один сотрудник УФСИН, а боевиков уничтожено 123. По словам представителя управления МВД Дагестана «Дагграница» Дмитрия Никифорова, боевики в Дагестане активизировались в последнее время в ответ на более настойчивые действия силовых структур по их обнаружению и нейтрализации.

В Дагестане больше всего приверженцев радикального ислама – салафитов, или, как их еще называют, ваххабитов, – и поэтому силовое давление на них приводит к усилению противодействия, а недостатка в пополнении подполье благодаря растущей численности радикалов не испытывает, говорит Андрей Солдатов из центра «Агентура».

Сотрудник спецслужб признает, что именно в Дагестане сохраняется самая тяжелая обстановка. По его словам, боевики все в большей степени становятся частью местных социально-экономических взаимоотношений: многие представители дагестанской элиты держат связь с «лесом», боевики становятся все более серьезной «крышей» для местного бизнеса. Об укреплении связей между лидерами местных этнических и бизнес-кланов с боевиками говорит и то, что в Дагестане все меньше обнаруживают и обезвреживают закладок бомб на железной дороге и других объектах федеральной инфраструктуры и все больше происходит реальных взрывов. Местные элиты используют нападения боевиков для шантажа оппонентов, в том числе и федерального центра, при решении серьезных финансовых и кадровых вопросов, говорит сотрудник спецслужб.

Говорить, что обстановка в республике особо способствует терроризму, неверно, однако Дагестан с точки зрения геополитики – лакомый кусок и не исключено, что спецслужбы некоторых арабских и западных стран играют в активизации боевиков определенную роль, говорит депутат Госдумы от Дагестана Гаджимет Сафаралиев. В республике уже выросло поколение, которое с детства видело только оружие, сетует он, и дагестанские власти по чеченской модели сейчас планируют привлекать для борьбы с террористами местных жителей.