Карта поставок нефти в мире может измениться в пользу России

Напряженность на Ближнем Востоке стимулирует рост цен на нефть. Карта поставок сырья на мировом рынке может измениться в пользу России, отмечают эксперты

В воскресенье ливийский шейх Фарай аль-Зувай пригрозил взорвать нефтепроводы страны в течение 24 часов, если власти не прекратят «подавлять протесты». Мировые концерны BP, Royal Dutch Shell, OMV, Statoil, Eni и «Газпром» объявили о начале эвакуации своих сотрудников из Ливии, но сообщений о приостановке добычи не последовало. Работы в охваченной беспорядками стране ведутся в нормальном режиме, заявил представитель Eni.

Рост напряженности подстегнул нефтяные цены: фьючерсы на Brent вчера подорожали на 2,5% до $104,6 за баррель, что является рекордом с сентября 2008 г. Если напряженность будет нарастать, цены прибавят еще $20–30, сказал Bloomberg главный экономист Mirae Asset Securities Билл Белчер. Геополитические риски простимулируют рост цен, согласен Ярослав Лисоволик из Deutsche Bank.

Ситуация тревожная, но фундаментально баланс спроса и предложения на рынке нефти не нарушен, оптимистичен аналитик «Тройки диалог» Валерий Нестеров. Нынешний рост цен – результат игры рыночных спекулянтов, но опасения сбоев в поставках топлива могут подтвердиться, если Ливия сократит продажу сырья, полагает он. Цены вырастут на $20–40 в случае, если перебои с поставками будет продолжительным (более двух месяцев), отмечает Нестеров, «но скачок цен будет временным». В ближайшие годы цены снизятся до $70–90 за баррель, считает вице-премьер Алексей Кудрин.

Ливия – крупнейший обладатель нефтяных ресурсов в Африке: 44,3 млрд баррелей подтвержденных запасов (данные минэнерго США). По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), добыча страны составляет 1,6 млн баррелей в день, 63% из которых поставляется в Европу. Массовые волнения подрывают имидж Ближнего Востока как стабильного поставщика энергоресурсов, отмечает Лисоволик. На долю стран Ближнего Востока приходится треть мировых поставок нефти. Раньше ОПЕК компенсировала сокращение поставок из-за проблем в странах-членах, удастся ли организации сработать эффективно на этот раз, не ясно, отмечает Нестеров.

Нестабильность в регионе может изменить карту поставок нефти на мировом рынке в будущем. Импортеры могут переориентироваться на другие, более безопасные регионы, отмечает Лисоволик. Как ни странно, ситуация играет на руку России, согласен Нестеров: «Чтобы избежать геополитических рисков и укрепить энергетическую безопасность, импортеры могут начать наращивать поставки российской нефти».