Госдума хочет извести нелегальных извозчиков

Депутаты Госдумы намерены ввести регулирование деятельности таксистов во всех российских городах. Московский закон о такси не помогает бороться с бомбилами и пробками, констатируют участники рынка

В начале апреля комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству намерен рассмотреть ко второму чтению поправки в законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием организации дорожного движения». Принятый в первом чтении 8 февраля проект (его авторы – председатели думских комитетов Владимир Плигин и Мартин Шаккум, а также первый зам Плигина Александр Москалец) предлагает увеличение штрафов за неправильную парковку и другие нарушения. Ко второму чтению в законопроекте появится еще одна статья, которая будет регулировать деятельность перевозчиков пассажиров на федеральном уровне, рассказал «Ведомостям» Плигин. Ради этого изменения данный законопроект получит статус отдельного федерального закона с новым названием, говорит депутат.

Новые правила работы такси будут действовать во всех городских округах, Москве и Петербурге. Их администрации будут уполномочены выдавать юрлицам и индивидуальным предпринимателям разрешения на извоз сроком не менее пяти лет по принципу «один автомобиль – одно разрешение». Местные власти будут определять, сколько таксомашин нужно городу, а если заявок на разрешение будет больше, то будут проводиться специальные аукционы.

Машина должна будет проходить техосмотр каждые полгода, иметь шашки на кузове и специальный знак на крыше, таксометр. Администрация города может потребовать, чтобы цвет кузова всех такси города был одинаковым, и проводить плановые и внеплановые проверки на соответствие этим требованиям (их способ будет устанавливаться местными законами). Если такси в момент проверки перемещается, она будет находиться в ведении ГИБДД. Плановая проверка может проводиться через год со дня выдачи разрешения или проведения проверки, внеплановая – по заявлениям в уполномоченный орган граждан, предпринимателей, органов госвласти и СМИ о нарушении правил, угрозе людям, экологии, имуществу. Выездная проверка согласовывается с прокуратурой, а уведомлять в этом случае владельца такси будет необязательно. Наказаний за нарушения не прописано. Логично привязать ответственность к практике: в каждом регионе она может быть своя, тем более что текст документа не окончательный, объясняет Плигин.

Закон «О такси» с 2009 г. действует в Москве. В Петербурге его нет, как и в большинстве других городов. В московском законе есть схожие моменты с вариантом, который предлагают единороссы: ведение реестра машин, которым выдано разрешение, и требования к водителям. В отличие от столичного варианта в поправках нет требования о свободном владении русским языком и экологическом стандарте машины. Но на практике закон так и не заработал: никого не проверяют (сложно доказать, что кто-то является бомбилой), а стоянки для такси, которые предусмотрены документом, так и не появились, говорит бренд-менеджер ООО «Такси» Светлана Косорукова. Проблема актуальна не только для Москвы, теперь она решается системно, на федеральном уровне, отметил Плигин.