Отношения Польши и России изменились к лучшему, считает президент Медведев

За прошедший после смоленской катастрофы год отношения России и Польши изменились к лучшему, счел Дмитрий Медведев. Но польская сторона считает, что нерешенных вопросов еще много

Вчера президенты России и Польши Дмитрий Медведев и Бронислав Коморовский поучаствовали под Смоленском в мемориальных мероприятиях, посвященных годовщине крушения самолета польского президента Леха Качиньского и расстрелу польских офицеров под Катынью в 1940 г. Польская делегация состояла из двух частей: родственники погибших в 1940 г. поляков прибыли с президентом Коморовским, а родственники погибших год назад – с супругой президента Анной Коморовской. Президент Дмитрий Медведев прилетел в Смоленск на своем самолете и приземлился в аэропорту «Смоленск Северный», где год назад потерпел катастрофу борт номер один ВВС Польши. Поляки лететь в это место отказались – они приземлились в московском «Внуково» и оттуда ехали по автотрассе.

Накануне торжеств разгорелся скандал: на камне у места катастрофы российская сторона заменила ранее несанкционированно установленную поляками мемориальную доску с надписью на польском языке, где упоминалось о геноциде, совершенном в 1940 г. в отношении 14 522 пленных польских военнослужащих, расстрелянных органами НКВД. На новой табличке, уже на двух языках, такого упоминания не было,так как прошлогодняя катастрофа с трагедией 1940 г. никак не связана, объяснил смоленский губернатор Сергей Антуфьев. Смена таблички вызвала негативную реакцию в Польше, как и официальные выводы Международного авиационного комитета о причинах крушения, ответственность за которое была возложена на польских пилотов. В Польше также требуют выдачи обломков самолета.

На двусторонней встрече Медведев отметил, что прошлогодняя трагедия всколыхнула всю Россию: «Мы сделали все, чтобы польские друзья поняли, что мы скорбим вместе с ними». Что касается катынской трагедии, Медведев отметил, что он как президент дал исчерпывающие оценки, призвав во имя будущего перевернуть эту страницу совместной истории. По словам Коморовского, чтобы перевернуть катынскую страницу, нужно дочитать ее до конца: рассекретить все документы, касающиеся трагедии, и провести юридическо-правовую, а не только политическую реабилитацию ее жертв.

Коморовский, впрочем, похвалил Медведева: все, о чем договариваемся, впоследствии реализуется. В отношениях между странами произошли позитивные изменения, прошлый год привел к увеличению товарооборота на треть, привел пример Медведев.

«Перезагрузка» отношений состоялась, согласна Ирина Кобринская, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН: в декабре прошел первый за восемь лет госвизит российского лидера в Польшу, был подписан долгосрочный договор по газу (между «Газпромом» и польской PGNiG в ноябре 2010 г.). Иного мнения Агнешка Лада, руководитель европейских программ польского Института общественных связей: «Спустя год констатирую, что отношения между странами вернулись к прежнему состоянию, до трагедии, виной чему сопровождающие расследование скандалы и история с табличкой». А достижения связаны с более прагматичным внешнеполитическим курсом правительства Польши, взятым еще в 2007 г.