Почему Сергей Миронов оставил председательство в «Справедливой России»

Сергей Миронов уступил пост председателя «Справедливой России» Николаю Левичеву. Его уход партию ослабит, зато повысит шансы Миронова остаться во главе Совета Федерации

Субботний V съезд эсеров начался с заявления председателя партии Миронова о желании передать этот пост руководителю думской фракции Левичеву. Это стало неожиданностью и для большинства эсеров (некоторые говорили, что узнали об отставке за три недели), и даже для кремлевской администрации: ее сотрудники утверждают, что Миронов такие действия не согласовывал.

Его полномочия истекали в 2012 г. между думскими и президентскими выборами, как и полномочия других руководящих органов, они в субботу тоже переизбраны. Откладывать вопрос на потом неудобно, объяснил Миронов. Зимой истекают и его сенаторские полномочия: избранное в декабре заксобрание Петербурга делегирует нового представителя.

Миронов занял учрежденный в субботу влиятельный пост председателя палаты депутатов: он сможет приостановить полномочия любого органа эсеров, ветировать любые решения, созывать съезд и напрямую обращаться к партийцам. Миронов пообещал возглавить оба партсписка – на выборах Госдумы и парламента Петербурга.

Похоже на то, что Левичев – переходная фигура, а к сентябрю партия подыщет яркую тройку, которая поведет партию на выборы, пока же обеспечено внимание к эсерам, считает руководитель фонда «Стратегия 2020» Михаил Ремизов. Вторым шагом станет сентябрьский съезд, подтверждает руководитель аппарата партии Олег Михеев.

В кулуарах делегаты высказывали версию, будто лидером партии станет президент Дмитрий Медведев, чтобы конкурировать на президентских выборах с лидером единороссов Владимиром Путиным. Но собеседники «Ведомостей» в Кремле, правительстве и сами эсеры такую идею назвали бредовой. Президент позиционирует себя как либеральный консерватор, а эсеры конкурируют за левого избирателя, да и не та это партия, кандидат от которой выиграет президентские выборы, добавляет близкий к Кремлю политолог Дмитрий Орлов. Маловероятной назвали собеседники «Ведомостей» и версию, что пост освобожден ради основателей «Родины» Сергея Глазьева или Дмитрия Рогозина. Сам Миронов, отвечая журналистам, обратил их внимание на отсутствие Рогозина на съезде.

Большинство чиновников и партийцев сходятся в том, что это тактическая уступка ради сохранения поста председателя Совфеда. На Миронова уже много лет давили из Кремля, настаивая на разведении поста председателя парламента и председателя партии, как это сделано в «Единой России» (Борис Грызлов возглавляет лишь высший совет партии). Иначе получалось, что руководитель верхней палаты ведет партийную бухгалтерию и оппонирует Путину. Ему в отличие от других оппозиционных партбоссов не мог давать указания кремлевский куратор партий Владислав Сурков: партия оказывалась малоуправляемой. Последней каплей, по мнению одного из эсеров, стали прошлогодние массовые протесты в Калининграде. Их главным инициатором был Константин Дорошок, лидер «Справедливости», организации, близкой к «Справедливой России». Единороссы публично пригрозили Миронову уволить его с поста в Совфеде, он встретился с Грызловым и подписал соглашение о взаимодействии. Тогда отставка Миронова была бы признаком слабости власти. Но именно помня о том эпизоде, по мнению партийца, Путин, много лет не дававший в обиду Миронова, согласился с Сурковым, настаивавшим на разделении постов.

Уход с партийного поста – уступка и завершение жестких решений по ограничению полномочий председателя Совфеда, которые принимались в прошлом году, констатирует Орлов. Встав перед выбором – партия или личный статус, Миронов предпочел последнее, считает Ремизов. Однажды похожее происходило: на прошлых выборах в Петербурге Миронов отказался возглавить партсписок после угроз единороссов не переназначить его сенатором.

Уход Миронова ослабит эсеров (бизнес будет меньше вкладываться в такую партию), считают чиновники и партийцы, зато поможет их конкурентам-единороссам, чей рейтинг заметно упал в последний год: на мартовсих региональных выборах в большей части областей партия власти не набрала даже 50%. Тактический выигрыш Миронова в том, что на старте кампании и составления списка четко обозначится центр принятия партийных решений в лице Левичева (раньше за влияние с ним конкурировали Михеев и вице-спикер Госдумы Александр Бабаков).

Эти перестановки важны для московских функционеров, полагает эсер Алексей Митрофанов, однако партия сильна регионами, у нее яркие региональные лидеры: Олег Шеин (Астрахань), Оксана Дмитриева (Петербург), Валерий Гартунг (Челябинск).