Московская полиция налоговыми делами больше не интересуется

Полиция Москвы утратила интерес к налоговым преступлениям: в I квартале 2011 г. по сравнению с I кварталом 2010 г. показатели упали в разы

Подразделения по налоговым преступлениям ГУВД Москвы, по статистике ГУВД (есть у «Ведомостей»), выявили 399 преступлений за квартал, год назад было 1623. Если брать только налоговые статьи, показатель еще хуже: 89 дел против 717, а в Центральном округе – ни одного (было 65).

Зато доводить дела до суда стало получаться лучше. В I квартале 2011 г. из 26 раскрытых дел в суд отправлено 17 (65,4%), в 2010 г. – 121 из 243 дел (49,6%). Правда, по ч. 2 ст. 199 показатель почти не изменился – 67% против 69%.

Представитель ГУВД в пятницу на звонки не отвечал.

Сотрудник управления связывает провал показателей с реорганизацией у борцов с экономической преступностью и передачей предварительного следствия по налоговым статьям 198–199.2 из Следственного комитета при МВД в Следственный комитет России (СКР).

По статьям, оставшимся у СК при МВД, ситуация иная. Дел по мошенничеству с НДС (ч. 2–4 ст. 159) стало впятеро больше – 15; связанных с банкротством (ст. 195–197) обнаружено два, а было – ноль. Из оставшихся у МВД статей просели показатели (с 69 до 4 дел) только по легализации (ст. 174, 174.1) – но редакция тех статей изменена в апреле 2010 г.: стало нужно доказывать цель легализации, а это усложнило их применение.

Причин провальной статистики две, считает юрист компании «Налоговик» Роман Терехин. Первая – передача следствия в СКР: оперативники МВД саботируют работу, а СКР за это им не подписывает запросы и постановления.

Другая – сокращение фиктивных дел, возбуждавшихся без цели доведения до суда, считает Терехин: об этом свидетельствует и увеличение доли попавших в суд дел. Это связано с переаттестацией сотрудников МВД, считает он: «Все боятся попасться на фиктивном деле и вылететь из полиции».

Когда ведомство переживает реорганизацию, люди выводятся за штат, всегда снижается активность работы, говорит депутат Госдумы, бывшая заместительница начальника правового управления МВД Татьяна Москалькова.

Но есть и другая причина – повышение страховых взносов до 34% заставило малый и средний бизнес перейти на серые зарплаты, считает Москалькова: бизнес готов договориться с правоохранителями, а те согласны не возбуждать дела за взятку.

Резкое сокращение «якобы преступлений» связано с усложнением процедуры открытия коррупционных дел, считает председатель партнерства «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева, а причина снижения показателей ГУВД – не столько передача следствия в СКР, сколько гуманизация весной 2010 г. наказаний за экономические преступления. Вшестеро увеличены размеры ущерба, считающегося крупным и особо крупным, запрещено сажать в сизо по экономическим статьям, приведены в порядок формулировки популярных у МВД составов – незаконное предпринимательство и легализация. Работать по заказу и зарабатывать на таких делах стало сложно, констатирует она.

По одному кварталу сложно делать выводы, но очевидно, что сыграли роль несколько факторов, считает зампред бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров, соавтор поправок по декриминализации экономических статей УК: не только страх лишиться работы после переаттестации, но и разрыв следствия и оперативной работы по налоговым делам. «Раньше следователи были фактически адвокатами любых действий оперативников, одни организовывали дела, другие – легализовывали», – говорит Макаров: передача следствия и снизила количество дел, и повысило их качество, отсюда и больший процент доведения до суда.

Представитель СКР не смог прокомментировать статистику ГУВД.