Чиновники рапортуют о 70%-ной готовности олимпийских объектов в Сочи


Проектная и строительная подготовка Сочи к грядущим Олимпийским играм выполнена на 70%, заявил во вторник вице-премьер Дмитрий Козак. «Программа собственно физических работ - чуть более 40%, а с учетом еще подготовительных работ, т. е. работ, связанных с проектированием, с отбором земельных участков, с привязкой к земле конкретных объектов, - это всего около 70% пути", - цитирует чиновника "РИА Новости".

По словам Козака, ключевым является строительство собственно олимпийских объектов и программа «развития города Сочи как горноклиматического курорта национального, международного масштаба, а также план медицинского обеспечения Олимпиады».

Однако, по мнению международной аудиторской компании PriceWaterhouseСoopers (PwC), при подготовке к Олимпиадам не менее важна поддерживающая инфраструктура (дороги, мосты, связь, энергетика и пр.), которая в Сочи пока «практически отсутствует». А просчеты в планировании инфраструктуры или в последующей работе по ее созданию могут перечеркнуть очевидные достижения, привести к большим имиджевым потерям перед самой Олимпиадой.

В своем свежем отчете на основе мирового опыта «К игре готовы» PwC указывает, что в среднем Олимпиады приносят пользу стране и городу проведения. На протяжении полувека (1950-2006 гг) в странах-хозяйках Олимпиад и ЧМ по футболу наблюдался положительный «олимпийский эффект». Эти страны демонстрировали намерение перейти к более открытой торговой политике, и как следствие объемы торговли возрастали примерно на 30%. Города, в которых проходят игры, при условии долговременного, интегрированного планирования обновления инфраструктуры к Олимпиаде (Барселона) или комплексной массовой перестройки с вливанием огромных средств (Пекин), получали долговременное улучшение качества жизни и бизнес-среды.

Однако на этом пути существуют типичные ошибки, указывает PwC, в том числе связанные с недостатком внимания к поддерживающей инфраструктуре. Инвестиции в олимпийскую и поддерживающую инфраструктуру бывают эффективны, если:

- Поддерживающая инфраструктура вписана в долгосрочный план развития региона

- Обновление городской среды проводится с учетом долгосрочной выгоды

- Существуют четкие цели, сроки, прозрачная система контроля и подотчетности инфраструктурных проектов

- Продумано будущее использование спортивных объектов

- Существует реальное государственно-частное партнерство (ГЧП), не прерывающееся и после сдачи объектов

- Есть взаимопонимание между уровнями власти

В Сочи, пишет PwC, пока «практически отсутствует необходимая поддерживающая инфраструктура». Но российское правительство активно призывает потенциальных инвесторов к участию в проектах ГЧП. По расчетам городских и региональных властей, которые приводит PwC в исправленном отчете, инфраструктура Краснодарского края будет включать более 360 км дорог и мостов, около 200 км железнодорожных путей, 22 тоннеля, газопровод протяженностью 480 км и современный международный аэропорт. Всего должно быть реализовано около 50 инфраструктурных проектов, в том числе высокоскоростная железная дорога, 200 новых энергетических станций и новая телекоммуникационная инфраструктура.

Выгоды от пока не построенных объектов местное население и предприятия будут получать в течение длительного времени после завершения зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года, считают местные власти.