Антимонопольная служба предлагает снизить акцизы на топливо при дорогой нефти

Руководитель ФАС Игорь Артемьев советует снизить цены на бензин за счет доходов бюджета, а не прибылей нефтяников. Он предложил уменьшать акцизы на топливо при высоких ценах на нефть

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила правительству определить уровень мировой цены на нефть, после которой акцизы на топливо на внутреннем рынке будут снижаться пропорционально росту экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты, заявил вчера руководитель службы Игорь Артемьев (цитаты по «Интерфаксу»). Иначе «отрасль будет обречена на стагнацию», считает он. Сейчас чем выше цена на нефть, тем большая часть доходов нефтяников изымается через экспортную пошлину. Так, при стоимости барреля нефти марки Brent в $60 экспортная пошлина составляет 44,7% от цены на нефть, при $120 – 54,8%, говорит Денис Борисов из Банка Москвы.

Если предложение будет одобрено, то в определенной точке цена бензина для потребителя перестанет расти, несмотря на повышение стоимости нефти, объяснил Артемьев: государство же «выйдет в ноль» – оно потеряет на акцизах, но получит больше за счет увеличения пошлины. Идея была представлена на прошлой неделе во время совещания по нефтепродуктам у вице-премьера Игоря Сечина, рассказал Артемьев, но пока она не оформлена.

Представители нефтяных компаний предложение Артемьева не комментируют, но саму идею поддерживают. Такая схема позволит держать цены на нефтепродукты вне зависимости от изменений мировых цен, но не за счет доходов нефтяников, говорит менеджер одной из нефтедобывающих компаний. Снизить цены на бензин за счет своей прибыли нефтяников попросил в феврале премьер Владимир Путин. Те согласились, но теперь просят снова повысить цены, жалуясь на низкую и даже нулевую рентабельность переработки.

Предложение ФАС с Минфином не обсуждалось, сказал «Ведомостям» замминистра финансов Сергей Шаталов. Такая мера означает снижение налогов на нефтепереработку и доходов дорожных фондов при высоких ценах на нефть, констатирует Шаталов, но не факт, что она автоматически, без административных мер приведет к снижению внутренних цен на бензин. Если это и произойдет, то не пропорционально снижению налогового бремени, считает он. Представителю Минэнерго инициатива ФАС до конца не понятна. В любом случае такая мера целесообразна только в увязке со снижением экспортной пошлины на нефть и увеличением пошлины на нефтепродукты, считает он: чтобы не допустить дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке.

Предложенная мера поможет снизить цены на бензин, полагает директор IHS Cambridge Energy Research Associates Сергей Вакуленко, а именно это и волнует ФАС. Но будет ли снижение существенным или цены просто перестанут расти, сказать трудно, это зависит от самих компаний и давления на них со стороны правительства, замечает он. Акциз не только влияет на цены, он выполняет и другую роль – наполняет региональные бюджеты, добавляет Вакуленко: если переложить на них бремя борьбы с высокими ценами на бензин, недовольных будет не меньше, чем при попытке сделать это за счет нефтяных компаний.

Если государство хочет снизить цены, менять нужно прежде всего ставку акциза, согласен с Артемьевым Борисов: повышение или снижение акцизов на нефтепродукты в первую очередь затрагивает маржу производителей, так как эти налоги платят НПЗ. Снижение ставок экспортных пошлин приведет, напротив, к повышению цен на внутреннем рынке нефтепродуктов, так как увеличится доходность поставок на экспорт, замечает Борисов, а повышение пошлин на сырье разрушит экономику нефтяных компаний.