Чиновники саботируют выплату пенсионных накоплений

Национальная ассоциация пенсионных фондов (НАПФ) решила пожаловаться президенту Дмитрию Медведеву на чиновников, саботирующих принятие закона о выплатах пенсионных накоплений: из-за пробелов в законодательстве фонды не могут наладить работу по выплате средств застрахованным. Минздравсоцразвития считает проблему надуманной

Никаких законодательных проблем у НПФ с финансированием выплат накопительной части пенсии быть не может, говорится в распространенном вчера Минздравсоцразвития заявлении замминистра Юрия Воронина: вся необходимая правовая база для этого есть. Ранее НАПФ жаловалась на вакуум в пенсионном законодательстве: люди, имеющие накопительные пенсионные счета, введенные в 2002 г., уже начали выходить на пенсию, но закон, как рассчитывать и индексировать накопительную часть, как управлять ею и гарантировать выплаты после выхода человека на пенсию, до сих пор не принят.

В отсутствие закона НПФ предлагают людям либо подождать, пока закон появится, либо обращаться в суд, который своим решением восполнит законодательный пробел. Закон о выплатах пенсионных накоплений, подготовленный Минэкономразвития, чиновники не могут согласовать уже два года. Но Минздравсоцразвития считает, что все необходимые для НПФ нормы уже действуют: закон о трудовых пенсиях устанавливает период выплаты и порядок индексации, а средства для выплаты НПФ могут истребовать у управляющих компаний на основании типового договора о доверительном управлении накоплениями. Закон о выплатах нужен Пенсионному фонду России (ПФР), у которого в отличие от НПФ пока нет законодательной возможности отзывать управляемые ВЭБом средства на пенсионные выплаты, поясняется в сообщении Минздравсоцразвития.

Однако к накопительным пенсиям положения закона о трудовых пенсиях, на который ссылается министерство, неприменимы, указывают эксперты. Например, индексация пенсии по этому закону привязана к инфляции и темпам роста средних зарплат, порядок индексации устанавливается постановлением правительства. Так, в феврале пенсии были проиндексированы на 8,8%. Это правило, действующее для ПФР, не годится для НПФ, указывает президент НПФ Сбербанка Галина Морозова. С одной стороны, правительство вправе проиндексировать пенсии на любую величину, какую позволяют доходы казны, но у пенсионных фондов нет нефтяного бюджета, говорит она, с другой – НПФ могли бы индексировать пенсии в зависимости от доходности инвестирования накоплений и она может быть больше, чем индексация правительства. Если руководствоваться этим законом при определении ежемесячного размера накопительной пенсии, то всю сумму накопленного надо поделить на 228 месяцев, говорит президент НАПФ Константин Угрюмов: «Сейчас право на выплаты получили граждане, исключенные из накопительной системы в 2005 г., у них совсем небольшие суммы на счете, и Минздрав, таким образом, предлагает начислить им пенсию в «три копейки» в месяц! Это абсолютно формалистский подход». С учетом средней зарплаты в 2002–2004 гг. (см. врез) и накопленной доходности средняя сумма на накопительном счете тех, кто был исключен из накопительной системы в 2004 г., может быть порядка 8000 руб., полагает президент НПФ «Лукойл гарант» Сергей Эрлик; прибавка к пенсии – 35 руб. в месяц. Закон о выплатах должен разрешить НПФ выплачивать таким людям всю сумму единовременно, надеется Угрюмов. Проект закона разрешает единовременную выплату, если доля накопительной пенсии будет меньше 5% от общего размера пенсии (т. е. если прибавка на текущий момент менее примерно 400 руб.).

Позиция Минздрава дискредитирует всю пенсионную систему, возмущается Угрюмов: «Саботируют принятие закона, прикрываясь теоретизированием и протаскивая идею отмены накопительной части пенсии». То, что происходит, – это фарс, согласен Эрлик: «Если нет закона, регулирующего порядок выплат, то как можно говорить, что НПФ ничего не мешает работать? Минздрав делает все, чтобы опорочить саму идею накопительной системы».

Минздравсоцразвития не согласно с положением законопроекта о выплатах, по которому за неудачи НПФ будет отвечать бюджет. «Иначе говоря, в случае успеха доход получат отдельные лица, рискнувшие выбрать конкретный НПФ, а в случае неудачи платить должны будут все остальные налогоплательщики», – считает Воронин. В проекте закона указано, что, если к моменту назначения накопительной пенсии на счете гражданина – как в ПФР, так и в НПФ – меньше средств, чем был объем внесенных взносов, разницу покрывает бюджет. Минфин согласен компенсировать подобные потери ПФР, но не НПФ. Странно, что оплачивать неудачи государственной управляющей компании «все остальные налогоплательщики» могут, иронизирует Морозова. Но бюджет действительно должен отвечать только за действия ПФР и государственной управляющей компании, согласна она, проблема в том, что для НПФ нет механизмов, которые помогли бы обеспечить гарантии: «НПФ говорят: давайте создадим эти механизмы. Ведь даже элементарного страхового резерва по накопительным пенсиям нет. Нет основных понятий, что такое обязательства по пенсионным накоплениям и т. п.». Обо всем этом НАПФ написала Медведеву письмо, призвав его помочь ускорить принятие необходимых поправок в пенсионные законы, рассказал Угрюмов: «Пока же они [чиновники] пытаются с помощью теоретизирований уйти от ответственности». В пресс-службе президента о таком письме пока не слышали, сообщил ее представитель.