Законопроект о техосмотре будет готов через неделю

Техосмотр для автомобилей моложе трех лет, возможно, отменят совсем, состояние остальных смогут контролировать автосалоны и автосервисы
ИТАР-ТАСС

В течение десяти дней правительство определится с содержанием законопроекта о техосмотре, заявил в среду первый вице-премьер Игорь Шувалов. Он пообещал, что завтра в Госдуме состоится заседание по техосмотру, а уже 13 мая законопроект будет рассмотрен и одобрен во втором чтении.

По словам Шувалова, в правительстве всерьез изучают отмену техосмотра с возложением контроля за техническим состоянием автомобилей от трех лет на центры техобслуживания. «До трех лет вообще не выдавать талон о прохождении техосмотра для автомобилей, которые только что произведены и продаются торговыми организациями», – уточнил он. Впрочем, первый вице-премьер тут же оговорился, что это не должно привести к ухудшению безопасности на дорогах, состояния автопарка и соответствующего удорожания страховки.

Федеральный закон об обязательном техническом осмотре транспортных средств предполагает перевод функций техосмотра от ГИБДД коммерческим структурам. Согласно документу, центрами обязательного технического осмотра должно стать юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, или индивидуальный предприниматель. Также законопроект предлагает сократить перечень необходимых для процедуры документов.

Законопроект был внесен в Госдуму весной 2010 г. и принят в первом чтении в начале июля 2010 г. Дальнейшее рассмотрение документа затянулось более чем на 9 месяцев. Поправки к законопроекту не были представлены правительством, хотя по регламенту на эту процедуру отводится один месяц. Вместе с тем в законе «О полиции» существует положение, по которому МВД обязано до 1 января 2012 г. передать функцию техосмотра на рынок.

Полная отмена техосмотра в России стала бы нарушением международных соглашений: в 1997 г. Россия вместе с 28 странами подписала соглашение о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров. Документ прямо предписывает странам-участникам регулярно проводить процедуру осмотра участвующих в дорожном движении транспортных средств.

Законопроект вступит в силу через 180 дней после его официального опубликования. При этом предусмотрен двухлетний переходный период, в течение которого автовладельцы смогут выбирать, проходить ли техосмотр в ГИБДД или в специализированной коммерческой организации. Гражданин вне зависимости от места проживания сможет выбирать любой такой центр.

Предложения Шувалова повторяют основные тезисы законопроекта, который был принят 2 июля в первом чтении, говорит председатель думского комитета по транспорту Сергей Шишкарев. Сейчас документ практически готов ко второму чтению: в рабочем варианте есть все замечания правительства. Главное, что будет изменено: переходный период будет увеличен с года до двух, а для проведения ТО организациям нужно будет пройти аккредитацию, порядок которой определит правительство, говорит депутат

Долгое рассмотрение законопроекта было вызвано сомнениями, упростят ли саморегулирующиеся коммерческие организации (СКО) процедуру техосмотра, считает лидер организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. По его словам, СКО занимаются в том числе и сервисом, поэтому могут навязывать некоторые дополнительные услуги. Версию о том, что прохождению законопроекта мешали чиновники, близкие к ГИБДД, Лысаков назвал «маловероятной». По его словам, главная задача техосмотра — сделать историю автомобиля прозрачной, и большим достижением рассматриваемого законопроекта будет возможность быстро получить информацию о техническом состоянии автомобиля.

Быстрое решение

В прошлый четверг президент России Дмитрий Медведев предложил либо совсем отменить техосмотр, либо сделать его заявительным, для чего изъять из компетенции МВД. По убеждению президента, система техосмотра «изжила себя напрочь», но автомобилисты продолжают стоять в очередях за «никчемной бумажкой» талона техосмотра. По мнению Медведева, современным автомобилям такая процедура вообще не нужна, а любое «ведро с гайками» все равно получит документ, но «уже другим путем».

На следующий же день мэр Москвы Сергей Собянин отменил запланированное повышение стоимости техосмотра в столице на 35% и уволил начальника ГУП «Московская городская служба технического контроля» Игоря Климакова, который занимается техосмотром.

В субботу 30 апреля Медведев подписал поручение подготовить к 1 июля предложения о существенном упрощении процедуры технического осмотра транспортных средств или о полной его отмене. О необходимости менять процедуру Медведев сказал на прошлой неделе. Ответственными назначены первый вице-премьер Игорь Шувалов и министр внутренних дел Рашид Нургалиев. По сведениям «Ведомостей», после переименования милиции в полицию цена «талона» без предъявления автомобиля в Москве возросла с 4000 руб. до 8000 руб.

Согласно действующему положению о техосмотре, проверяется техническое состояние автомобиля и всего оборудования (тормозной системы, рулевого управления, двигателя, колес и шин, рамы, подвески и проч.) и их соответствие требованиям ГОСТа, нормам и правилам. Новый автомобиль проходит первый техосмотр до конца года, следующего за годом изготовления. Следующая проверка - через три года. Автомобили до семи лет проходят техосмотр каждые два года, старше семи лет - каждый год.