Мосгорсуд снизил срок Ходорковскому и Лебедеву на один год

По первому приговору экс-совладельцы ЮКОСа получили по приговору Мещанского суда по девять лет лишения свободы, а кассационная инстанция Мосгорсуда тоже снизила этот срок на год - до восьми лет
AP

Во вторник 24 мая Кассационная коллегия Мосгорсуда после двухчасового перерыва объявила решение по жалобе экс-совладельцев ЮКОСа Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, снизив им срок приговора на один год до 13 лет. Ходорковский и Лебедев требовали отменить приговор, а уголовное дело прекратить за отсутствием события и состава преступления.

В конце прошлого года судья Хамовнического суда Виктор Данилкин приговорил за хищение нефти ЮКОСа и отмывание полученных от ее продажи средств Ходорковского и Лебедева к 14 годам лишения свободы с отбыванием срока наказания с момента их ареста в июле и октябре 2003 г. соответственно. По первому приговору экс-совладельцы ЮКОСа получили в 2005 г. по приговору Мещанского суда по девять лет лишения свободы, а кассационная инстанция Мосгорсуда снизила этот срок осенью 2005 г. до восьми лет.

В ходе начавшегося утром рассмотрения жалобы Ходорковский передал текст своего выступления судьям в письменном виде, сказав при этом, что ему не нужна милость и не нужно снижение срока. Обвинения в свой адрес он назвал «маразматичными» и «заведомо ложными», подчеркнув, что хищение доходов ЮКОСа, которое ему вменяется, невозможно, поскольку с этих средств уплачены налоги.

Ходорковский построил свое выступление в суде на обосновании его неправедности и правового нигилизма, имманентного системе. «Система судов общей юрисдикции зависима, не защищает граждан от чиновничьего произвола, число оправдательных приговоров исчезающее мало», — начал экс-гендиректор ЮКОСа, перейдя затем к перечислению доказательств очевидной, по его мнению, неправозаконности приговора.

Судью Данилкина он назвал жертвой этой системы. «Он — обычный человек. В меру приличный, но не способный держать удар системы. Преступна система, заставляющая человека так поступать. Сломать эту преступную систему только законами невозможно — она их не исполняет. Кадры надо менять. <…> Очень надеюсь на работу общественных экспертов. Она ничего не решит в моей судьбе, поскольку моя судьба решается иными людьми. Но я очень надеюсь: эксперты вскроют глубину правового нигилизма, степень уничтожения права, до которой дошли наши правоприменители», — заявил Ходорковский.

«Правовое государство без честного суда не бывает, более того, именно с него оно начинается. За отсутствие правового государства наш народ уже заплатил миллионами жизней. Хватит! Крушение права — это уничтожение будущего страны. Это — предательство. А предательству нет извинения», — резюмировал Ходорковский.

Платон Лебедев, в свою очередь, заявил, что уголовное дело базировалось на подлоге доказательств — в нем не указано ни место, ни время хищения украденной, по версии следствия, нефти, поэтому это дело суд вообще не должен был рассматривать, а обязан был вернуть в прокуратуру.

Адвокаты Ходорковского и Лебедева Вадим Клювгант и Константин Ривкин в своей жалобе заявили, что приговор надо отменить в связи с отсутствием события преступления, а также указали на множество процессуальных нарушений, допущенных, по их мнению, в Хамовническом суде. Они также подали в суд заявление в СКР о возбуждении уголовного дела против судьи Виктора Данилкина за вынесение заведомо неправосудного приговора, но судья Владимир Усов не стал приобщать его к делу.

В ходе заседания гособвинение не усмотрело оснований уменьшить срок заключения по второму делу ЮКОСа даже с учетом уменьшения инкриминируемых Ходорковскому и Лебедеву хищений. Прокурор Валерий Лахтин попросил снизить объем похищенной нефти в материалах второго дела с 347 млн т до 218 млн т, снизив, таким образом, ее стоимость на 68 млрд руб. Лахтин уточнил редакции статей обвинения (160 УК РФ «Хищение» и 174 УК РФ «Легализация») — «смягченные» от 7 марта 2011 г., но тут же заявил, что обвинение просило вынести приговор уже с учетом этих поправок, а потому и здесь оснований для снижения наказания нет. Приговор вступил в законную силу.

«Забирая по бросовым ценам нефть ЮКОСа, Ходорковский и Лебедев причиняли ущерб акционерам нефтедобывающих компаний, а затем и акционерам ЮКОСа, среди которых были иностранцы, инвалиды, пенсионеры и другие социально незащищенные слои населения», — сказал прокурор.

Защита Ходорковского и Лебедева будет продолжать обжаловать приговор по второму уголовному делу, сообщил Клювгант. "Мы обязательно обратимся с надзорной жалобой [в президиум Мосгорсуда], но основной наш шаг - это дополнение к жалобам в Европейский суд по правам человека", - цитирует ИТАР-ТАСС слова защитника. Он напомнил, что в Страсбургском суде уже находятся три жалобы: на арест Ходорковского и Лебедева по первому делу, на приговор по первому делу и жалоба на нарушения в ходе расследования второго уголовного дела. Теперь к ним добавится и жалоба на приговор по второму делу.

Адвокат Лебедева Елена Липцер заявила, что Ходорковский и Лебедев могут просить об условно-досрочном освобождении (УДО), так как уже отбыли половину срока заключения. В то же время она отказалась комментировать возможность подачи ими прошения об условно-досрочном освобождении.

Заседание суда должно было состояться неделей раньше, 17 мая, но было перенесено. По совпадению 18 мая на своей первой большой пресс-конференции президент Дмитрий Медведев заявил, что не считает опасным выход на свободу Михаила Ходорковского — в 2017 г.