Владимир Путин предложил восемь мер, чтобы дороги в России стали хорошими

Премьер Владимир Путин нашел восемь причин, почему в России дороги такие плохие и дорогие. Все эти причины он приказал устранить
А.Рудаков

Пошлины на ввоз строительной техники в Таможенном союзе – от 0 до 10%. Они невысоки, согласен гендиректор компании – импортера строительной техники, как минимум половина работающей в России техники – импортная, китайская, европейская и американская: «Как правило, это сложная техника, а не просто катки и экскаваторы». Она дороже российской, но более производительная, вздыхает он: «Тот, кто работал на экскаваторе Volvo, на российский уже не сядет». САТ и Volvo дороже, но служат на порядок дольше «Камазов», подтверждает гендиректор «Инжтрансстроя» Ефим Басин.

Вчера председатель правительства Владимир Путин пообещал России качественный прорыв и кардинальное обновление дорожной сети. В ближайшие 5–10 лет страну ждет двукратное увеличение дорожного строительства, пообещал он: до 2020 г. федеральных трасс построят 18 000 км. Мало просто строить дороги, рассуждал премьер: «Нужно добиваться того, чтобы цены за километр автодороги не брались с потолка, а качество отвечало лучшим мировым стандартам». Премьер дал восемь поручений, через месяц министерства должны согласовать решения.

Начинать нужно с заказов на строительство и на содержание дорог, считает Путин: подрядчики должны не только предлагать лучшие условия, но и располагать необходимой базой, технологиями и репутацией на рынке. Минтранс уже разрабатывает паспорт подрядчика, сообщил министр Игорь Левитин.

Вторая мера, продолжил Путин, – контракты жизненного цикла на строительство и эксплуатацию дорог, где-то на 10–30 лет. Подрядчик прокладывает дорогу и отвечает за ее содержание, государство платит ему равными долями в течение всего периода действия договора. Путин надеется, что это искоренит у строителей психологию временщиков. Минтрансу поручено заняться разработкой комплексного мониторинга состояния автомобильных дорог страны с использованием «Глонасс».

Регулирование отрасли – третья мера. Путин сказал, что нужно быстрее принимать новые техрегламенты – с использованием зарубежного опыта. Многие нормы регулирования строительной отрасли устарели, тормозят новые стройки, возмущался премьер, хождение по инстанциям превращается в круги ада.

Создание банка типовых проектных решений тоже должно ускорить стройку – там можно будет купить готовую документацию и, привязав к местности, начинать строительство. Цены станут прозрачнее, обещает премьер.

Путин предлагает упростить и госэкспертизу: нужно, чтобы она не мешала инновациям при возведении дорог.

Шестая мера – изменение механизмов отвода участков земли под дорожное строительство. Путин признался: «Еще только-только запроектировали дорогу – сразу же эти участки скупают <...> те, кто информацию имеет». Минтрансу предстоит определить сроки изъятия и резервирования земель при строительстве новых трасс.

Премьер пообещал также упростить порядок получения права на разработку месторождений нерудных ископаемых для крупных инфраструктурных проектов. «Этот рынок на местах монополизируется, цены растут раз в шесть сразу», – сетовал Путин.

Громадные планы сформируют спрос на дорожно-строительную технику, уверен Путин, а она должна быть качественной и отечественной. До конца следующей недели Минпромторгу поручено подготовить антидемпинговые предложения для строительной техники. Пусть отечественные машиностроители создают в России совместные предприятия с иностранцами, предлагает премьер. Правительство поддерживает идею создания производств строительной техники в режиме промсборки, объясняет чиновник аппарата правительства.

Антидемпинговые пошлины – попытка затащить производство иностранной техники в Россию, а не поддержать отечественную продукцию, считает импортер строительной техники, планы по сборке иностранных образцов есть и у российских заводов.

Главное из предложенного Путиным – новый порядок отвода земель, считает Басин: чаще всего высокая цена дороги связана с выкупом земли, в среднем цена дороги наполовину состоит из цены земли.

В Москве уходит до пяти лет на выкуп земли и два года на строительство дороги, жаловался вице-премьер Сергей Иванов. По расчетам Левитина, около 20% средств при строительстве дорог уходит на подготовку территорий.

Проблема с монополизацией карьеров есть, особенно песка, говорит научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин, есть проблема и с гранитным гравием, которого в Центральной России очень мало. Монополизму способствует законодательство, считает начальник управления ФАС Рачик Петросян: региональные власти могут устанавливать собственную процедуру аукционов и не ограничивают долю на рынке.

Сейчас в рабочей группе комиссии по административной реформе ФАС и Минприроды согласовали изменение этого порядка: будет установлена единая процедура, а c 2013 г. аукционы планируется проводить в электронном виде. Будет и предел доли регионального рынка, обещает он.

Монополизм производителей влияет и на качество, уверен Басин: «За рубежом на дорогу кладут мытый и калиброванный щебень. У нас такого не бывает».

В США считается чистая стоимость 1 км в однополосном исчислении – для разных дорог это $0,3–65 млн, говорит Блинкин. В России нет нормальной статистики цены дорог, они не делятся пополосно, в их стоимость включаются затраты на выкуп земель, перенос коммуникаций и проектную документацию, замечает он. Сравнивать цены невозможно, часто смета и факт сильно отличаются, сетует Блинкин.

Контролировать адекватность цен при закупке строительных работ непросто, говорит основатель проекта Rospil.info Алексей Навальный. Трудно проверить, какого качества материалы использованы, тут можно украсть огромные деньги. По рассказам участников тендеров, завышение цены на 30% – повсеместная практика, рассказывает Навальный.

Басин пожалел, что Путин не предложил еще одну меру – строить не битумные, а бетонные дороги: они долговечные и качественные. Сейчас компания Басина покупает битум по 15 000 руб. за 1 т, цемент – дешевле: 4000 руб.

Левитину тоже кажется, что надо строить цементные, а не асфальтовые дороги: стоимость одинаковая, но вторые служат 5–7 лет, а первые – 20.

По расчетам Минтранса, за последние 10 лет на дороги использовано 34 млн т битума, 245 млн куб. м щебня и более 500 млн куб. м песка.

Дорожная тема – предвыборная, но заявления Путина вряд ли возымеют эффект, если к осени ситуация с дорогами существенно не изменится, говорит политолог Михаил Виноградов.