Самыми популярными политиками оказываются действующие губернаторы

Подавляющее большинство губернаторов, участвующих в праймериз народного фронта, занимают первые места. Это противоречит наблюдениям социологов. Дело в составе выборщиков, объясняют политики и эксперты
С.Николаев

Руководители всех регионов, с итогами праймериз в которых удалось ознакомиться «Ведомостям», заняли первые места. Такого успеха добились все участвовавшие в процедуре народного фронта губернаторы Центрального, Южного и Северо-Кавказского округов, а также в Смоленской, Ульяновской, Самарской, Новосибирской, Кемеровской, Омской областях, Алтайском крае, республиках Татарстан и Башкирия. Это произошло даже в тех регионах, где «Единая Россия» уже решила, что повести партию на выборы главам регионов не доверит.

Рустам Минниханов действительно самая популярная кандидатура в Татарстане, говорит экс-советник президента Татарстана по политическим вопросам Рафаэль Хакимов. Новосибирский политолог Дмитрий Пучкин считает, что сибирские губернаторы заняли первые места на праймериз в связи с тем, что в Кемерове, Омске, Томске и Алтайском крае являются авторитетными для регионов политиками. Логична победа губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева: по данным соцопросов, он сейчас самый популярный политик в регионе, уверяет политолог Сергей Кочеров.

Однако судя по данным федеральных социологических служб, губернаторский корпус в целом нельзя отнести к популярным у населения институтам власти. Согласно многолетним наблюдениям ФОМа, руководителю своего региона доверяет в среднем примерно треть населения. Согласно последнему срезу, в январе 2011 г. доверяли своим губернаторам 39% граждан, не доверяли – 36%. А в июне на другой вопрос ФОМа – об оценке работы губернатора – «хорошо» ответили 30% граждан. Этот показатель за последние годы упал: еще в 2006 г. так считали 41%.

Часть губернаторов на самом деле лидеры общественного мнения и пользуются поддержкой населения, но все-таки процедура праймериз прописана так, что многое решается региональными координационными советами, поэтому выборщики – это люди, лояльные власти, говорит «толмач» народного фронта, депутат Госдумы от Нижегородской области Александр Хинштейн. По его мнению, только благодаря админресурсу Шанцев смог показать такой результат.

В Ульяновской области Сергей Морозов (1509 голосов) встретился с выборщиками только один раз, но стал лидером голосования, в то время как его коллега из Самарской области Владимир Артяков провел таких встреч пять (292 голоса). Есть и другие парадоксальные результаты – например, оказавшийся самым популярным «фронтовиком» в своей области подмосковный губернатор Борис Громов (6697 голосов), отмечает соавтор рейтинга политической выживаемости губернаторов Евгений Минченко (последняя оценка Громова в этом рейтинге – «двойка»). В праймериз участвуют те, кто включен в вертикаль власти (муниципальные служащие), отсюда и результат, хотя там, где губернаторы недавно у власти, работает «эффект медового месяца», добавляет эксперт.

Около 30 губернаторов в думских праймериз не участвовали. Часть из них возглавят партсписки на выборах в заксобрания (27 регионов), несколько глав регионов (Кировской, Владимирской областей и Пермского края) не являются членами партии. Некоторым губернаторам во время одного из селекторных совещаний с руководителем аппарата правительства Вячеславом Володиным было рекомендовано снять свои кандидатуры с праймериз – партия нашла других «паровозов».

Но и из тех, кто прошел через плебисцит и победил, некоторым придется уступить первое место в региональной группе предвыборного списка более именитым соратникам по народному фронту (см. врез). Эти губернаторы участвовали в праймериз, чтобы показать, что у них все хорошо хотя бы на уровне административного ресурса, объясняет политолог Михаил Тульский.