Украина хочет заново договариваться о поставках газа

Газовый спор Москвы и Киева обостряется. Украина предупредила, что может ликвидировать «Нафтогаз» и контракт с «Газпромом» потеряет силу
AP

Переговоры Москвы и Киева продолжались все выходные – в основном через СМИ. Все началось с распоряжения президента Украины Виктора Януковича: в пятницу утром он поручил правительству до 1 октября «обеспечить подготовку» плана по реформированию «Нафтогаза Украины». Следом премьер Николай Азаров заявил, что «Нафтогаз» может быть ликвидирован и это приведет к пересмотру подписанных им соглашений с «Газпромом». Как планируется ликвидировать «Нафтогаз», Азаров не уточнил, упомянув, что вместо него появятся новые компании – газотранспортная, газодобывающая и т. д. Представитель Азарова в пятницу и в выходные не был доступен для журналистов.

При реорганизации «Нафтогаза» – с выделением новых компаний – вновь образованные юридические лица будут правопреемниками по всем правам и обязательствам госхолдинга, в том числе по договорным обязательствам, напоминает адвокат киевского офиса «Нерр» Виталий Мазур.

Возможен и другой вариант – ликвидация «Нафтогаза» по решению собственника, т. е. правительства Украины, добавляет управляющий партнер GBLP Андрей Гольцблат, тогда никаких правопреемников не будет: собственник вернет все активы «Нафтогаза», а потом может внести их в уставный капитал новых компаний.

Менеджер «Газпрома» уверен, что Украина так не поступит: слишком серьезный удар по имиджу страны. «Кому должен, всем прощаю» – такого не будет, рассуждает другой сотрудник «Газпрома». Российский концерн уверен, что этого не произойдет, подчеркивает представитель «Газпрома» Сергей Куприянов.

Москва исходит из того, что реорганизация «Нафтогаза» не затронет международных обязательств, заявил в пятницу вечером пресс-секретарь российского премьера Дмитрий Песков.

Реорганизация возможна лишь путем слияния «Нафтогаза» с «Газпромом», считает предправления «Газпрома» Алексей Миллер (Янукович позднее отметил, что ради нового контракта этого не будет и он не позволит «унижать» Украину). А пресс-секретарь российского президента Наталья Тимакова заявила в субботу, что «манипуляции реорганизационной процедурой для того, чтобы оправдать односторонний отказ от существующего соглашения», неприемлемы. Янукович и Дмитрий Медведев в субботу были на саммите СНГ в Душанбе. Отдельной рабочей встречи между ними, по информации Тимаковой, там не было, но «российский президент обратил внимание украинских партнеров» на то, что их предложения по газовым переговорам «не содержат конкретики» (цитаты по «Интерфаксу»).

Сложности ликвидации

Украина – один из крупнейших клиентов «Газпрома», в 2010 г. его выручка от поставок «Нафтогазу» превысила $9 млрд.

У компаний два 11-летних контракта по шведскому праву, которые они заключили в январе 2009 г. – после 20-дневной газовой войны с остановкой транзита газа в Европу. Тогда премьер Украины Юлия Тимошенко пообещала, что проблем не будет до 2020 г. Но новое правительство Украины почти сразу потребовало изменить контракт: цена и обязательства «Нафтогаза» по покупке газа должны быть ниже (в договоре принцип «бери или плати»), а транзитный контракт должен содержать условие «качай или плати». Один из аргументов Украины – невыгодные контракты заключались по личному распоряжению Тимошенко, таких полномочий у нее не было (сейчас этот вопрос рассматривается в суде в рамках уголовного дела против Тимошенко).

И в случае реорганизации «Нафтогаза», и при решении правительства о ликвидации холдинга кредиторы имеют право требовать досрочного погашения долгов, напоминает Гольцблат. Общий долг «Нафтогаза» известен лишь на конец 2009 г. – около $5,3 млрд по МСФО только по кредитам и займам (при убытке в $2,9 млрд). Есть и долг перед «Газпромом» – как минимум по авансу за транзит газа на $1,5 млрд, выданному в декабре 2010 г.: тогда министр энергетики Украины Юрий Бойко говорил, что погашаться он будет в течение минимум пяти лет («Газпром» детали этого соглашения не раскрывает).

Если «Нафтогаз» не сможет расплатиться по долгам, кредиторы могут требовать его банкротства, напоминает Гольцблат. Это также может привести к ликвидации украинского холдинга (правда, до этого возможна распродажа его активов – для расчетов с кредиторами).

Даже в случае ликвидации «Нафтогаза» по решению правительства Украины, т. е. без правопреемников, Киеву все равно придется договариваться с Москвой о поставках газа, указывает Гольцблат (в 2010 г. импортный газ занимал около 70% в общем потреблении).

«Но таких фокусов не поймет не только Россия, но и Европа, – отмечает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. – Получится, что для Украины нет никакого правового поля, любая смена власти – и все обязательства отменяются, и никакие долгосрочные соглашения с ней невозможны».