Январь оказался урожайным на контракты по оборонному заказу

В отличие от прошлых лет контракты по гособоронзаказу финансируются с начала года, более того, по большей части годового плана они уже заключены

В этом году таких же острых проблем с гособоронзаказом, как в 2011 г., быть не должно, полагает Министерство обороны. Как заявил вчера на пресс-конференции первый заместитель министра обороны Александр Сухоруков, 53,4% от всего объема гособоронзаказа на 2012 г. (или 391 млрд из 732,49 млрд руб.) уже законтрактовано по долгосрочным многолетним контрактам и финансирование по ним уже началось с 14 января. Еще 33% от 732,49 млрд руб. будут распределены без тендера среди предприятий, которые признаны правительством безальтернативными поставщиками, и лишь 13% будет размещено на тендерах.

Именно к срыву финансирования размещаемых по тендерам заказов было больше всего претензий у промышленности, теперь таких заказов стало гораздо меньше, отмечает еще один чиновник Минобороны. Размещение долгосрочных многолетних контрактов продолжится и в наступившем году. До 6 февраля будут подписаны контракты на поставку до 2020 г. пяти стратегических атомных подлодок «Борей» проекта 955, 28 палубных истребителей МиГ-29К/КУБ и нескольких зенитно-ракетных систем С-300В4, заявил Сухоруков, их общая стоимость, по словам менеджера оборонной промышленности, более 250 млрд руб.

Срыв поставок по гособоронзаказу вызвал в мае прошлого года острую реакцию президента Дмитрия Медведева и увольнение по его распоряжению группы менеджеров судостроительной, ракетной и авиапромышленности. Задержки произошли из-за острых ценовых споров между Минобороны и предприятиями, которые длились до осени и потребовали вмешательства правительства, – так, контракт на строительство и разработку атомных подлодок на «Севмаше» был заключен лишь 6 ноября. Теперь же финансирование стартовало с начала года.

На днях экс-министр финансов Алексей Кудрин заявил, что увеличение гособоронзаказа не только бюджет не выдержит – его просто неспособна выполнить российская оборонка. Промышленность в состоянии выполнить основную часть заказов и это уже доказано их успешным выполнением по поставкам, в частности, вертолетов и самолетов, возражает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Что касается роста стоимости и задержек сроков, которые неизбежны, то это глобальная тенденция, достаточно взглянуть на ряд таких американских программ, как создание нового истребителя F-35.