Сотрудникам ФСБ приказано вернуться в Россию

Директор ФСБ приказал сотрудникам принять меры к отчуждению задекларированной зарубежной недвижимости до конца года. Другим силовикам подобных приказов не поступало

В пятницу в «Российской газете» опубликован зарегистрированный Минюстом приказ директора Федеральной службы безопасности (ФСБ) Александра Бортникова о сроках, в которые ее сотрудники должны избавиться от своей зарубежной недвижимости. Приказ выпущен во исполнение принятых летом 2011 г. поправок в закон «О Федеральной службе безопасности», которые воспрещают ее сотрудникам владеть недвижимостью за рубежом и определяют порядок действий с той зарубежной недвижимостью, которая была зарегистрирована на их имя до принятия этих поправок.

Согласно приказу имеющие зарегистрированную за пределами России на свое имя недвижимость сотрудники должны в течение месяца доложить о ее наличии и до 1 декабря, если они служат в России, принять меры к ее отчуждению, представив об этом документы руководству. Если же они служат за пределами России, то должны избавиться от недвижимости в течение года после того, как будут переведены на службу в Россию. Если же военнослужащие получают недвижимость за рубежом в наследство, они обязаны и об этом доложить – и избавиться от нее в течение года. В пользу кого допустимо проводить отчуждение собственности, в приказе не говорится, и, кроме того, он не касается недвижимости, используемой в оперативно-служебных целях. От комментариев в центре общественных связей ФСБ отказались.

По словам сотрудника спецслужб, в ФСБ, скорее всего, большая часть владельцев зарубежной недвижимости имеют ее на Украине или в других странах СНГ, где у них родственники. А закон о запрете владения зарубежной недвижимостью принимался в отношении коррупционеров в больших чинах, имеющих дорогую недвижимость в дальнем зарубежье, но вряд ли они регистрировали ее на свое имя.

Решение логичное, сотрудников органов безопасности не должны связывать какие-то обязательства за границей, это может использоваться для давления на них, говорит член комитета по безопасности Госдумы Владимир Васильев.

Это логичная норма, но нельзя сказать, что для сотрудников ФСБ стало бы серьезной проблемой скрыть свою недвижимость за границей, говорит человек, знакомый с ситуацией в органах безопасности: при необходимости они могут замаскировать владение этой недвижимостью под кого угодно. По его словам, в МВД пока что такого ужесточения не предвидится, поскольку едва ли это является целесообразным.

В прошлом году министр внутренних дел Рашид Нургалиев, объясняя причину неаттестации некоторых руководителей, заявил, что ею стало владение ими зарубежной недвижимостью. В МВД никаких распоряжений об отчуждении зарубежной недвижимости не было, говорит сотрудник центрального аппарата. Представитель МВД от комментариев отказался. Не слышали о подобных распоряжениях и сотрудники центральных аппаратов Минобороны и ФСКН, а получить комментарии в СВР не удалось.