Литературоцентризм в действии

Корреспондент "Пятницы" узнала, как любовь к чтению может вывести на улицу тысячи человек
Д.Абрамов/ Ведомости

Под липой, сверкая свежим загаром, дает интервью председатель исполкома движения «Трудовая Россия» Виктор Анпилов, неподалеку писатель Людмила Улицкая подписывает книги, дружелюбно беседуя с читателями, на лавочке у пруда журналист и исполнительный директор движения «Русь сидящая» Ольга Романова что-то сосредоточенно пишет в телефон. Вокруг носятся дети и собаки. Участники акции «Контрольная прогулка» дошли от одного Александра Сергеевича (Пушкина) до другого (Грибоедова), но остаться предпочли около Абая.

Сегодняшнюю акцию придумал писатель Борис Акунин — 9 мая в своем ЖЖ он написал: «Группа отчаянных граждан, в основном литераторов, решила совершить марш-бросок по бульварному кольцу от памятника Пушкину на Пушкинской площади до памятника Грибоедову на Чистых прудах... Цель эксперимента – установить: можно ли все-таки москвичам свободно гулять по собственному городу или нужно получать какой-то специальный пропуск?» Незамедлительно была создана соответствующая группа в фейсбуке, и к воскресенью (13 мая) свое участие подтвердили около 4000 человек. Однако народу оказалось в разы больше: в полдень у памятника Пушкину стояла плотная толпа, которая спускалась вниз к фонтану и даже оккупировала часть лестницы кинотеатра «Пушкинский». «Вот прокатчики-то рады — могут сфотографировать, а потом отчитаться, что весь этот народ на их «Мстителей» пришел», - заметил кто-то в толпе. По данным организаторов, всего в акции приняло участие более 15 000 человек, по официальной информации — 2000. Вопрос подсчета очень занимал гуляющих: «опять скажут, что 25 человек пришло», «интересно, сколько у них в этот раз получится», впрочем, шутили на эту тему беззлобно, скорее снисходительно — ну что с них, с неразумных, возьмешь.

До начала прогулки люди разминались на Пушкинской площади — заняться было чем: сфотографироваться с букетиком ландышей и сборником Рубинштейна надо? Надо. Взять автограф у Макаревича с Быковым надо? Надо. А еще ведь надо постить и твиттить, чтобы те, по другую сторону монитора, были в курсе. Полиции почти не было видно, только слышно: «Уважаемые граждане, будьте внимательны, впереди находятся ступеньки». Эти увещевания вызывали у гуляющих, направляющихся к Страстному бульвару, смех и аплодисменты. Хлопали вообще много, скорее от полноты чувств, чем по какой-то конкретной причине. Проезжающие машины приветственно гудели и давали людям перейти дорогу, опять же без всякого вмешательства полиции.

Однако то, что произошло дальше, иначе как вмешательством полиции объяснить невозможно: от Петровки и до Чистых прудов проезжая часть вдоль бульваров была закрыта для движения автомобилей. Зрелище для Москвы невероятное: все светофоры горят зеленым, машин нет, а люди идут как хотят и где хотят. Поскольку прогулка была с писателями, многие несли в руках книги, даже стопки книг, перевязанных белыми ленточками. Темы для разговора тоже скорее были бы уместны на собрании литературного клуба, а не на политическом шествии. «Все здесь, – доверительно понижая голос говорит одна дама другой. – Как все-таки мы любим читать», а шедшие неподалеку девушки спорят, кто из героев «Братьев Карамазовых» кому нравится больше (гимназист Илюша Снегирев лидирует с большим отрывом). Рядом обсуждают ситуацию в стране, временами не стесняясь в выражениях: «пусть негодяи видят, что они сделали», «они злят даже тех, кто раньше в этом не участвовал».

Хотя конечным пунктом "Контрольной прогулки" был Александр Сергеевич Грибоедов, у него мало кто останавливается — место силы сейчас у другого поэта: Абая Кунанбаева. Вокруг памятника теперь уже знаменитому казахскому писателю находится лагерь протестующих, тут полевая кухня, тенты, пледы. Клумбы с тюльпанами огорожены, вообще очень чисто (здесь даже пытаются внедрить раздельный сбор мусора), у многих гуляющих в руках окурки — на землю не бросишь, теперь уж до ближайшей урны. Поскольку тут для ночующих и сочувствующих действует строгий запрет на алкоголь, даже энергетические напитки в открытую пить не решаются — держат банку в бумажном пакете, прямо как в американском кино.

У Абая автограф-сессия возобновляется, общение с читателями переходит в более расслабленный режим — все дошли до места, все целы, а значит, гулять свободно по собственному городу таки можно. Присутствующие охотно разбирают белые ленточки из рук зазывалы-активистки: «Для самых лучших граждан России, дает право на безлимитный проезд в автозаке». Писатели тоже берут - пригодится.