Медведев приоткрывает свое правительство

Дмитрий Медведев намерен сделать свой кабинет министров более чутким к нуждам граждан: в нем появятся несколько человек из «открытого правительства», а бюрократические препоны будут побеждены форсированным введением в строй «электронного правительства»
A.GolubevEPA/ ИТАР-ТАСС

Трудно поверить, что изменением формы, например появлением еще одной правительственной структуры, можно изменить содержание власти, говорит бывший вице-премьер, первый зампред совета директоров Альфа-банка Олег Сысуев: при нынешнем состоянии бюрократии и уровне коррупции это невозможно. Сперва требуется решить более серьезную задачу, считает он: реализовать установку Медведева «свобода лучше, чем несвобода».

В субботу председатель правительства Дмитрий Медведев провел его первое заседание. Он сообщил, что ко вторнику представит президенту Владимиру Путину предложения по структуре кабинета министров, но призвал уже начать решать два блока вопросов.

Первый – вопросы, которые обсуждались на его «открытом правительстве»: развитие конкуренции, совершенствование законодательства о госслужбе, противодействие коррупции и т. п.; второй – поручения, данные Путиным в его инаугурационных указах. Курировать эту работу Медведев поручил и. о. первого вице-премьера Игорю Шувалову (интервью с ним см. на стр. 05).

«Открытое правительство» – неформальный клуб чиновников и экспертов, работающий над повесткой кабинета Медведева. На последней встрече с ним в четверг было решено создать комиссию из 10–15 экспертов «открытого правительства», а в аппарате правительства – специальную структуру (департамент) для обеспечения ее деятельности. Обсуждается и появление вице-премьера по взаимодействию с «открытым правительством», и вхождение нескольких его членов в настоящее правительство, рассказали члены «открытого правительства», чиновники правительства и администрации президента. Вице-премьером может стать советник президента Михаил Абызов, который координирует деятельность «открытого правительства».

Абызов о своем назначении не говорит, но замечает: в работе «открытого правительства» приняло участие четыре сотни специалистов по 13 направлениям, если их потенциал будет использован, это залог успешной реализации их предложений. Высокопоставленный кремлевский чиновник подтверждает: несколько членов «открытого правительства» готовятся стать подчиненными Медведева.

Несколько чиновников и топ-менеджеров называют весьма вероятным вхождение в правительство члена правления ВТБ Ольги Дергуновой. Скорее всего, она возглавит Росимущество, говорят чиновник правительства и близкий к ней человек. Шувалов давно предлагает этот пост отдать Дергуновой, сказал человек из окружения Шувалова.

Директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка Ксения Юдаева может быть назначена замминистра экономического развития, говорит несколько чиновников, а председатель комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов может занять пост советника премьера по внешней политике либо возглавить одно из агентств МИДа. Пост в правительстве может получить и заместитель мэра Москвы по вопросам образования и здравоохранения Ольга Голодец. Министром юстиции вместо Александра Коновалова может стать его зам Юрий Любимов.

На «открытом правительстве» обсуждалось и создание агентства по кадрам и развитию госслужбы. Путин скептически относится к идее, знает человек, близкий к руководству правительства, но, если Медведеву удастся убедить президента, на этот пост может претендовать президент АНО «Кадровый резерв – профессиональная команда страны» Юрий Котлер.

Если Министерство спорта и туризма будет поделено на два, пост министра туризма может получить предправления ОАО «Курорты Северного Кавказа» Ахмед Билалов. По данным высокопоставленного чиновника Кремля, разделение Минздравсоцразвития и Минспорттуризма возможно, но будет зависеть от наличия кадров, которые способны занять высокую позицию. На каждую подбирают по нескольку кандидатов, знает он.

Абызов считает, что пока структурные преобразования в правительстве не должны быть глобальными: слияния и разделения сделают кабинет министров неработоспособным минимум на полгода.

Прогнозировать, одобрит ли Путин кадровые и структурные предложения Медведева, сложно, считает сотрудник администрации президента. Еще недавно на пост министра образования прочили ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова.

Но, по последним данным, эту должность займет другой ректор – бывший замминистра образования Дмитрий Ливанов, возглавляющий сейчас Институт стали и сплавов.

До последнего времени обсуждалось еще одно структурное преобразование – создание специального агентства, курирующего и форсирующего проект «Электронное правительство» – систему электронного взаимодействия между государством и гражданами, а также между ведомствами всех уровней (см. врез).

О приоритетности этого проекта говорили 17 апреля участники заседания «открытого правительства». Идея создания агентства до последнего времени обсуждалась в аппарате правительства и администрации президента, говорят несколько чиновников и менеджеров IT-компаний.

За три года «Ростелеком» ввел в эксплуатацию единый портал государственных и муниципальных услуг, через который можно заказать и получить более 1500 электронных услуг (самые популярные – оплата штрафов, оформление загранпаспорта, запись на техосмотр), говорит вице-президент «Ростелекома» Алексей Нащекин. Но по большому счету взаимодействие граждан с чиновниками не сильно поменялось: людям по-прежнему приходится ходить из кабинета в кабинет, собирая справки, объясняют необходимость специального ведомства собеседники «Ведомостей».

«Электронное правительство» – как раз то, что должно изменить облик государства и снять напряженность в его взаимоотношениях с обществом, отмечает сенатор, член правительственной комиссии по внедрению IT в органы власти Руслан Гаттаров. По его мнению, если такое агентство будет создано, оно станет важнейшим в правительстве: «Я бы назвал его агентством перемен». Проект идет медленно по нескольким причинам, считает Гаттаров: это и определенный сепаратизм ведомств, которые не хотят делиться информацией даже друг с другом, и необходимость глубокой административной реформы для избавления от лишних и ненужных функций. Чтобы серьезно продвинуть этот проект, нужен уровень вице-премьера, считает Гаттаров: прогресс был тогда, когда им занимались вице-премьеры Сергей Собянин и Вячеслав Володин.

Многое зависит от слаженности действий разных министерств и агентству, которое уступает им по статусу, организовать такую работу будет крайне тяжело, сомневается в целесообразности его создания профильный чиновник. Высокопоставленный чиновник Кремля также говорит, что агентство вряд ли создадут.

Все претенденты на правительственные посты, с которыми удалось связаться, от комментариев отказались. Пресс-служба президента от комментариев также отказалась.