Новички не повредят «Единой России»

Новые малые партии будут отбирать голоса у системной оппозиции, не вредя «Единой России», предсказывает доклад близких к Кремлю экспертов

Политическую ориентацию и потенциал влияния создающихся и существующих партий оценили по просьбе Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) 11 экспертов – политологов и социологов. Исследователи выбрали две 10-балльные шкалы: по горизонтальной оценивали правизну или левизну партий, по вертикальной – электоральный потенциал.

Исследование показало, что новые партии (для обзора выбрано 126 оргкомитетов, подавших заявки в Минюст) в основном группируются в центре и слева от центра, говорится в докладе директора АПЭК, координатора Народного клуба Дмитрия Орлова и ведущего аналитика АПЭК Дмитрия Коняева (текст доклада см. www.vedomosti.ru).

Правый фланг выглядит относительно бедно, констатируют докладчики: ультраправых нет, превалируют умеренные правоцентристы (Республиканская партия, Либеральная партия, «Правое дело» и проч.), из которых наибольшее, но падающее влияние по-прежнему будет иметь ЛДПР. И лишь гипотетическая партия Михаила Прохорова уже сегодня смогла бы преодолеть 5%-ный барьер, но время работает против Прохорова, откладывающего ее создание.

Левый спектр гораздо представительнее, будущие и действующие партии расположились почти по всей шкале, от левоцентристского «Яблока» до ультралевого «Рот фронта», появляется много социалистов, патриотических сил и аграриев. Но из новых левых электоральные шансы есть лишь у воссоздаваемой Партии пенсионеров.

«Единую Россию» эксперты расположили справа от центра: она и раньше фактически проводила политику либерального консерватизма, хотя позиционировала себя как социально-консервативная сила, а под председательством Дмитрия Медведева реальное и публичное позиционирование совпадет, предсказывают аналитики АПЭК. Хотя значительная роль социальных консерваторов в партии останется и позволит ей сохранить статус всеохватной. Поскольку на правом фланге игроков мало и они слабы, а ресурсы и влияние у единороссов не уменьшатся, правящая партия голосов не растеряет, прогнозирует Орлов.

Зато десятки новообразований, которые разовьют активность слева от центра, грозят парламентской оппозиции, считают в АПЭК. Меньше пострадает КПРФ – у нее авторитет и хорошая сеть, больше – ЛДПР, с которой начнут конкурировать националисты и этатисты. Главной же пострадавшей будет «Справедливая Россия», и без того ослабленная внутренними конфликтами: критиковать власть легально смогут многие.

Партия не ослаблена, возражает думский депутат-эсер Илья Пономарев, а напротив, имела большой успех на выборах-2011, но угроза действительно есть, она не защищена административным ресурсом, как единороссы. Чтобы развить успех, эсерам надо логически усилить свою главную линию: становиться партией общегражданского протеста, платформой для участия граждан в политике.

Независимо от партстроительства «Единая Россия» осыпается, от нее отказался Владимир Путин, а факт членства в ней, судя по тому, что единороссы идут на местные выборы как самовыдвиженцы, стал дискредитирующим, констатирует бывший сопредседатель «Правого дела» Леонид Гозман. Если же удастся создать единую сильную демократическую партию, у единороссов появится серьезный конкурент, уверен он.