Евросоюз хочет поискать вертолеты на борту российского судна Alaed

Владельцу судна, российской компании Femco, передали требование: Alaed должен зайти в любой европейский порт для досмотра
Судно Alaed/ Фото с сайта Femco

Представители Евросоюза потребовали от российской судоходной компании Femco, чтобы ее судно Alaed зашло в один из европейских портов для досмотра. Об этом сообщает "Прайм" со ссылкой на информированный источник. По его сведениям, экипаж судна не собирается выполнять требование ЕС.

Недавно госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что это судно везет боевые вертолеты для сторонников сирийского президента Башара Асада. 18 июня британский морской страховщик Standard Club объявил, что приостанавливает страховое обеспечение для всех восьми судов Femco после того, как получил информацию о том, что на борту Alaed могут быть вооружения для Сирии. "Мы уже проинформировали владельца судна, что из-за цели плавания страховое обеспечение приостанавливается автоматически", - говорится в заявлении Standard Club. Как сообщает Daily Telegraph со ссылкой на представителей британских спецслужб, страховую компанию действительно предупредили о возможной перевозке вертолетов для режима Асада и о том, что страхование этого рейса может нарушить санкции ЕС против Сирии. За Alaed сейчас следят.

По сведениям CNN, 10 дней назад Alaed вышло из Калининграда и сейчас находится у побережья Шотландии. Перед этим его пытались остановить у побережья Нидерландов, однако оно резко сменило курс. По словам источников Daily Telegraph, в Калининграде на судно погрузили вертолеты Ми-25, которые еще в советские годы были проданы Сирии и которые в Калининграде проходили техобслуживание. Далее Alaed может направиться в Средиземное море, считают в британских спецслцужбах. Источник "Прайм" сообщил, что, по его данным, судно направляется в Мурманск.

В Femco ситуацию не комментируют. На сайте компании появилась новость о том, что она расторгла договор с United Nordic Shippin A/S на предоставление коммерческого менеджмента Alaed. Это решение было принято по обоюдному согласию 18 июня. Договор о фрахтовании фактически не вступил в силу.

Международные морские перевозки не подпадают под российское страховое законодательство и регулируются международными конвенциями, поясняет "Прайм". Российские компании, которые занимаются такими перевозками, не обязаны страховаться у российских страховщиков. В 2011 г. Евросоюз принял пакет санкций против Сирии, в который вошел запрет не только на поставку оружия сирийскому правительству, но и на оказание всех связанных с этим услуг, в том числе страхование рейса или груза.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров ранее уже опровергал информацию о поставках российских боевых вертолетов Сирии. Однако 18 июня в Главном штабе ВМФ России "Интерфаксу" заявили, что большие десантные корабли "Николай Фильченков" и "Цезарь Куников" готовятся, в случае необходимости, выполнить задачи по обеспечению безопасности российских граждан и инфраструктуры пункта материально-технического обеспечения российского флота в сирийском порту Тартус. Официальный представитель Пентагона Джон Кирби заявил, что американское военное ведомство не может одобрять или осуждать такую операцию и что все зависит от целей похода кораблей.

Это не первый инцидент, когда российское судно Запад обвиняет в поставке вооружений Дамаску. В середине января власти Кипра задержали судно Chariot, которое, по данным СМИ, вышло из Петербурга и направлялось в сирийский порт Латакия с грузом боеприпасов. Затем судно отпустили под обещание капитана сменить курс. Сообщалось, что капитан не сдержал свое слово. В январе, комментируя тот случай, Лавров заявил, что Москва не считает необходимым "объясняться и оправдываться", "потому что мы не нарушаем никаких международных договоренностей, никаких резолюций Совета Безопасности, мы торгуем с Сирией только тем, что не запрещено международным правом". Министр подчеркнул, что односторонние санкции США и ЕС в отношении Сирии не являются легитимными для России. Он также добавил, что "известно и никем не опровергается", что в Сирию поступает оружие для боевиков и экстремистов, которые пытаются использовать протестное движение для того, чтобы захватить власть. Поставку им оружия он назвал «абсолютно контрпродуктивной», поскольку она ведет «лишь к раскручиванию спирали насилия».