Минэкономразвития повышает прогноз по росту экономики и инвестиций

Минэкономразвития понижает прогноз цены нефти и повышает – по росту экономики и инвестиций. Тем временем нефть снова дорожает, а экономика и инвестиции – замедляются

К августу Минэкономразвития скорректирует прогноз по макропоказателям 2012 г. Цена нефти в нем будет ниже. В апреле ведомство рассчитывало на $115/барр. в среднем за год, а теперь думает, что будет $106–108, если цены до конца года останутся на уровне $100/барр., сообщил министр экономического развития Андрей Белоусов после заседания экономического совета при президенте. С начала года по 20 июля баррель нефти Urals в среднем стоил $111. Рост ВВП за полгода, оцениваемый министерством в 4,4% (4,9% – I квартал, 3,9% – II квартал), дает основание для повышения годового прогноза с 3,4 до 3,8–4%, считает Белоусов. Прогноз роста инвестиций в основной капитал ведомство готово повысить с 6,6 до 7–9%, рассказал он.

Снижение цен на нефть уже заставило Минфин ускорить планы заимствования: в III квартале ведомство намерено привлекать в среднем по 100 млрд руб. ежемесячно или вдвое больше, чем в первом полугодии. При этом председатель Центробанка Сергей Игнатьев сетует на дефицит ликвидности у банков и вызванный этим рост ставок по кредитам реальному сектору. ЦБ увеличил поддержку банков до 1 трлн руб. за первое полугодие, из которых более половины пришлось на июнь. Но масштабная поддержка банков ЦБ на кредитовании экономики никак не сказалась, констатирует Наталия Орлова из Альфа-банка, из-за ускорения инфляции во втором полугодии (главный риск – разгон цен на продовольствие из-за засухи. – «Ведомости») нехватку денег банки могут ощутить еще сильнее, ведь замедлится приток депозитов. Удорожание денег еще больше сдержит рост корпоративных кредитов, тем более что к перспективам спроса предприятия относятся настороженно – не наращивают запасы, сокращают импорт и инвестиции, замечает она. Ускорение же инфляции может поддержать потребление – когда деньги быстро дешевеют, их лучше тратить, а не копить, констатирует Орлова.

Для бюджета проблем в связи с понижением прогноза нефтегазовых доходов быть не должно, считает Белоусов. Правительство собиралось основную часть дополнительных доходов направить на пополнение резервного фонда. Теперь же этого просто не произойдет, объяснил чиновник Минфина.

Во II квартале индекс инвестиционной активности, рассчитываемый ЦМАКП, составил 0,5% против 0,6% в январе – марте, причем замедляются все составляющие индекса, кроме перевозок. По данным Росстата, рост инвестиций замедлился с 16,3% в I квартале до 10,2% за первое полугодие. Из двух драйверов роста – инвестиций и потребления – осталось только потребление, замечает Александр Морозов из HSBC. Его темпы остаются высокими благодаря бюджетной поддержке – индексации зарплат; рост реальных зарплат за полугодие составил 11,3%. В то же время рост реальных доходов в июне составил лишь 3% против 2,4% годом ранее, и это при том, что темпы инфляции замедлились более чем вдвое (4,3% против 9,4% в июне 2011 г., в годовом сравнении).

Повышение прогноза Минэкономразвития вызвано чисто статистическим пересчетом и никак не связано с реальной ситуацией, считают экономисты: экономика, напротив, вступает в период замедления. Рост ВВП во II квартале на 4% означает, что темпы со снятой сезонностью замедлились до 0,1% в сравнении с I кварталом, когда они составляли 1,1%, посчитал Николай Кондрашов из Центра развития ВШЭ: «А это уже погрешность в пределах точности счета». Во втором полугодии темп экономики замедлится до 3%, считает Орлова; Морозов ожидает торможения до 2,5%. Но политики могут спать спокойно, иронизирует Кондрашов: даже если реальный поквартальный темп ВВП останется около нуля, рост в 2012 г. в сравнении с 2011-м составит 3,1%, что «вполне прилично на фоне охваченных кризисом развитых стран».