Эффективность закона о доступе иностранцев в стратегические отрасли проверят на Vimpelcom Ltd

История с покупкой Telenor доли египетского миллиардера Нагиба Савириса в бермудской Vimpelcom Ltd покажет, способны ли российские власти заставить иностранцев исполнять закон о доступе в стратегические отрасли

В минувшую среду руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев объявил о желании его ведомства отложить минимум до 17 ноября тяжбу с Telenor в Арбитражном суде Москвы.

Полгода назад служба опротестовала покупку норвежской компанией 11,26% голосующих акций бермудской Vimpelcom Ltd (контролирует «Вымпелком») у Weather InvestmentII Нагиба Савириса. Сделка была совершена в обход российского закона о доступе иностранцев в стратегические отрасли, по которому компания, контролируемая иностранным государством, должна согласовывать с правительством России увеличение доли свыше 25% в стратегическом активе. Артемьев рассчитывает, что за месяц правительственная комиссия по иностранным инвестициям рассмотрит ситуацию с Vimpelcom (подробнее см.статью на стр.07).

Днем ранее холдинг Vimpelcom также пошел навстречу российским властям, отложив регистрацию сделки по выкупу Telenor у Савириса 3,44% акций, следуя, по словам его представителя, «рекомендациям ФАС». За контроль над компанией борются два ее основных акционера – Telenor (42,95% голосующих акций) и Altimo (41,86%). ФАС в апреле добилась обеспечительных мер, запрещающих «Вымпелкому» платить дивиденды бермудской материнской компании, а его совету директоров и аудиторам – исполнять свои полномочия.

В споре ФАС с Telenor и Vimpelcom может быть создан прецедент, говорит партнер White & Case Григорий Чернышов: служба впервые пытается вмешиваться в отношения двух иностранных компаний. Запретить голосовать акционерам Vimpelcom ФАС не может, продолжает Чернышов, а без международного соглашения решение российского суда в иностранной юрисдикции вряд ли будет иметь последствия для зарубежной компании. Если ФАС удастся добиться успеха, решение повлияет на огромное число компаний, говорит Чернышов: много активов имеет схожую структуру собственности – единственным акционером является офшорная компания, а иностранные инвесторы владеют долями в ней.

По закону все действия акционеров, не прошедшие процедуру согласования, ничтожны, объясняет начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский, оговариваясь, что имеет в виду любую компанию, а не Telenor. Таким образом, ничтожными становятся все решения акционера, в том числе по дивидендам, причем для этого не нужно обращаться в суд, говорит Пузыревский: такая ситуация будет сохраняться, пока компания не восстановит положение, существовавшее до нарушения. Если у иностранной материнской компании есть независимые от нарушителя акционеры, они будут вынуждены страдать от нарушения, констатирует Пузыревский.

Адвокат Илья Рачков считает, что позиция ФАС не так уж сильна. Если российские власти будут сдерживать выплату дивидендов слишком долго, то иностранные акционеры Vimpelcom, в том числе Telenor, могут подать иск по договорам о взаимной защите инвестиций, полагает он, ведь у них фактически забрали собственность. Чернышов замечает, что по российскому законодательству обеспечительные меры могут действовать и после решения суда вплоть до его исполнения. Он не исключает, что другие акционеры Vimpelcom могут подать иски к Telenor по местному праву, ссылаясь на то, что нарушение компанией российских законов привело к потере ими дивидендов. Впрочем, в успехе подобного иска он не уверен. Altimo такую возможность не рассматривала, говорит ее вице-президент Евгений Думалкин. Представитель Telenor спор с ФАС не комментирует.