Комиссару Совета Европы мало информации о Развозжаеве


В среду комиссар Совета Европы Нил Муйжниекс подвел итоги своего первого на этом посту визита в Россию. Он был утвержден на посту комиссара в январе сроком на шесть лет. До приезда в Москву побывал уже в нескольких странах и отмечает, что проблемы с соблюдением прав человека есть во многих, поэтому ни о каких двойных стандартах в отношении России речи быть не может.

С журналистами латвиец встречался в конце своего визита, уже проведя встречи с правозащитниками, чиновниками, депутатами и сенаторами. «Диалог с ними был очень открытый», - говорит Муйжниекс. Дело Леонида Развозжаева он обсуждал с замминистра иностранных дел Геннадием Гатиловым. Тот обещал передать комиссару Совета Европы дополнительную информацию. Без нее, говорит Муйжниекс, он не может пристальнее заняться этим делом: «Конечно, это дело нас интересует. Но мы не занимаемся индивидуальными делами. Только если они указывают на структурные и глобальные проблемы. Пока у меня нет достаточной информации, чтобы делать выводы и комментировать».

Развозжаев, по его словам, может самостоятельно обратиться с жалобой в Европейский суд по правам человека. Его судьбой может заинтересоваться Комитет против пыток. Сам комиссар после получения дополнительных сведений и если будет установлено, что в этом деле есть связь со структурными проблемами, сможет говорить о нем с российскими властями. Существуют также другие институты Совета Европы, в том числе парламентская ассамблея, которая на сессии в октябре постановила вернуться к делу Магнитского, напоминает комиссар.

Ситуацию с правами человека Муйжниекс в беседе с «Ведомостями» назвал «противоречивой». «В России немало работы, но ситуация здесь не уникальная. Во многих странах, где я был, много работы. Меня беспокоят законы, которые могут повлиять на мою работу здесь и на моих партнеров, эти законы представляют для меня особый интерес», - заявил он, указывая на принятые Госдумой и подписанные президентом законы о деятельности НКО - иностранных агентах и законе о гостайне. Беспокойство у комиссара вызывает определение понятия «политическая деятельность» в законе об НКО: «Если понимать ее как стремление влиять на общественное мнение, то вся моя работа — это стремление влиять на общественное мнение». Сенаторы на встрече с комиссаром говорили о том, что закон не нуждается в доработке, а депутаты говорили о готовности его обсуждать, рассказал комиссар.

Приоритетами своей работы с Россией новый комиссар по правам человека видит содействие судебной реформе, обеспечение свободы слова, прав мигрантов, ЛГБТ, соблюдение прав человека на Северном Кавказе.