Экс-следователь по делу Магнитского судится с Браудером в Лондоне из-за компрометирующего досье

Адвокаты владельца инвестфонда Hermitage Capital, в свою очередь, утверждают, что дело не должно рассматриваться в Великобритании
Уильям Браудер/ Daniel Acker/ Bloomberg

Один из ключевых фигурантов так называемого списка Магнитского, бывший следователь ГСУ ГУВД по Москве Павел Карпов, подал в Высокий суд Лондона иск к владельцу инвестфонда Hermitage Capital Management Уильяму Браудеру, обвиняя его в клевете, пишет британская газета The Independent. Об этом иске Карпов сообщал еще в августе, однако подробности его заявления стали известны только сейчас.

Претензии экс-следователя связаны с информационной кампанией, которую Браудер начал после того, как не смог добиться справедливого расследования смерти аудитора Hermitage Capital Сергея Магнитского в московском СИЗО. На созданном сторонниками Магнитского сайте Russian-untouchables.com в 2010-2012 гг. было размещено досье, утверждающее, что Карпов являлся ключевой фигурой организованной преступной группы, состоявшей из налоговиков и сотрудников правоохранительных органов и причастной к хищению 5,4 млрд руб. из российского бюджета, раскрытого Магнитским. Согласно изложенной на сайте информации, накануне или сразу после хищения госсредств на мать Карпова была зарегистрирована элитная недвижимость в Москве, два земельных участка в Подмосковье, несколько дорогостоящих иномарок; при этом ни сам Карпов, ни его мать не обладали подтвержденными доходами, которые могли бы объяснить такой образ жизни.

В исковом заявлении Карпов отрицает причастность как к хищению 5,4 млрд руб. из бюджета, так и к смерти Магнитского и утверждает, что обвинения со стороны Браудера причинили ему "душевное страдание". Интересы бывшего следователя представляет крупная лондонская юридическая компания Olswang. Адвокаты настаивают, что намерение Браудера наказать причастных к смерти Магнитского "справедливо", но его кампания неправомерно допустила клеветнические обвинения в адрес их клиента.

Адвокаты Браудера, по данным издания, намереваются доказать в суде, что Карпов причастен к крупной финансовой афере. Они также призывают лондонский суд отклонить дело, полагая, что оно не должно слушаться в Великобритании. Защита владельца Hermitage Capital полагает, что досье на Карпова должно быть расследовано в России, а в Великобритании у россиянина попросту "нет репутации". В свою очередь The Independent отмечает, что разбирательство в Высоком суде Лондона может стать "неудобным" для Кремля из-за свидетельств того, что сотрудники российского МВД, налоговых органов и судебной системы способствовали финансовым махинациям.

В ГСУ ГУВД по Москве Карпов руководил расследованием уголовного дела о налоговых претензиях к ООО «Камея», которым управляла инвесткомпания Hermitage Capital. В рамках этого дела в Hermitage Capital были проведены обыски и изъяты документы трех компаний, принадлежавших фонду. По версии Магнитского, благодаря последующей перерегистрации документов и было осуществлено хищение налогов из бюджета. В 2010 г. Карпов был повышен и перешел на работу в Следственный комитет при МВД, откуда ушел летом прошлого года. Тогда же стало известно, что Карпов подал в Высокий суд Лондона иск о клевете к Джемисону Файерстоуну, управляющему партнеру Firestone Duncan, в которой работал Магнитский. Файерстоун ранее также обвинял следователя к причастности к финансовым махинациям и преследованию юриста. Карпов включен в список российских чиновников, подозреваемых в причастности к коррупции и гибели аудитора Hermitage Capital (так называемый список Магнитского).

Магнитский умер в следственном изоляторе в ноябре 2009 г., куда он попал после ареста по обвинению в содействии в уклонении от уплаты налогов фонда Hermitage Capital. В конце декабря прошлого года суд оправдал единственного обвинявшегося в смерти Магнитского – бывшего заместителя начальника СИЗО «Бутырка» Дмитрия Кратова, не найдя в его действиях халатности, повлекшей за собой смерть юриста. Оправдать Кратова предложил прокурор, заявивший, что между действиями Кратова и смертью Магнитского отсутствует причинно-следственная связь.