Как правильно лишить депутата полномочий

Минюст подготовил закон, уточняющий порядок увольнения парламентария; поправки рекомендовал принять КС по итогам дела Гудкова
Д.Гришкин/ Ведомости

Вопрос о лишении полномочий депутата или члена Совета Федерации, уличенного в занятиях бизнесом, наличии иностранного гражданства или участии в иностранных НКО, должен быть рассмотрен соответствующей палатой парламента в течение 30 дней с момента возникновения обстоятельств, не совместимых с его статусом. Делать вывод о наличии таких обстоятельств должен специальный орган, сформированный в соответствии с регламентом Госдумы (Совета Федерации). Фракция имеет право обратиться к нижней палате парламента с предложением проверить, как депутат соблюдает ограничения. Такой порядок увольнения депутата прописан в законопроекте Минюста, подготовленном по рекомендации Конституционного суда (КС), рассмотревшего запрос депутатов по поводу лишения мандата справоросса Геннадия Гудкова.

В декабре прошлого года он признал процедуру увольнения депутата законной (что, впрочем, не помешало судье Александру Кокотову в особом мнении утверждать: спорная процедура страдает «существенной неопределенностью» и оставляет думскую оппозицию беззащитной). При этом КС рекомендовал законодателю усовершенствовать спорные нормы – в частности, предусмотреть право думских фракций обжаловать отказ в досрочном прекращении полномочий депутата или бездействие Госдумы по этому вопросу.

Минюст исполнил эти рекомендации: согласно предложенному законопроекту решение об увольнении депутата может быть оспорено в суде, при этом парламентарий сохраняет полномочия до вступления судебного решения в силу. Думская фракция также получает право обжаловать решение об увольнении депутата (либо отсутствие такового).

«Это полшага вперед», – оценивает Геннадий Гудков предложение Минюста не лишать депутата полномочий с ходу. Но на самом деле это мало что даст, предупреждает он. Новая законодательная инициатива просто попытка узаконить практику расправ над неугодными депутатами, уверен бывший парламентарий. Он не видит ничего нового в предоставленном фракциям праве добиваться проверки поведения депутатов: сейчас такая обязанность комиссии предусмотрена думским регламентом, разница непринципиальна, считает Гудков.

С ним солидарен зампред партии эсеров Михаил Емельянов: «Наша партия в принципе против лишения мандатов депутатами, это все бюрократические механизмы для давление на оппозиционных депутатов». За занятие бизнесом по действующим нормам лишить мандата проще, чем за уголовное преступление. В предложенном Минюстом законопроекте нет главного – решать вопрос о лишении депутата полномочий должен суд. Он также сомневается в том, что фракцию можно рассматривать в качестве надлежащего заявителя. Фракция – не субъект права, не юрлицо, раньше у нее права обращаться в суд с обжалованием не было, но такое право есть у партии.