Россия и ЕС договорились построить общий энергорынок к 2050 г.

Россия и ЕС договорились строить общий рынок энергии. Но проблемы мегапроектов «Газпрома» пока не решены

В пятницу министр энергетики Александр Новак и еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер подписали «дорожную карту» энергетического сотрудничества России и ЕС до 2050 г. Это «символ хороших энергетических отношений», прокомментировал представитель Эттингера. «Документ получился компромиссный», – замечает Новак.

Cтратегическая цель – к середине XXI в. построить «панъевропейское энергетическое пространство» с взаимосвязанной инфраструктурой и открытыми и конкурентными рынками, говорится в «дорожной карте» (есть у «Ведомостей»). К 2050 г. ЕС и Россия должны сблизить энергетическое законодательство, состыковать энергосистемы и рынки электроэнергии, устранить барьеры в нефтяном секторе.

Самая объемная часть документа посвящена торговле газом. 70% поставок газа из России приходится на Европу. «Карта» предписывает ЕС информировать Россию об изменении спроса на газ и мерах по снижению использования углеводородов. Это поможет России избежать вложений в активы, которые могут стать неокупаемыми.

Главная проблема в энергетических отношениях с ЕС – Третий энергопакет. Один из его основных принципов – предоставление равного доступа к инфраструктуре. Поставщик должен продать транспортные мощности, передать их в управление независимому оператору или гарантировать другим игрокам доступ к 50% мощностей. Представитель «Газпрома» не комментирует «дорожную карту».

Россия хочет добиться особого статуса для проектов «Газпрома» – «Северного потока» с отводами NEL и OPAL и еще не построенного «Южного потока». Трубопровод, проходящий через две и более страны, может претендовать на исключения, говорила представитель еврокомиссара по энергетике Николь Бокшталлер, договорится о них можно и на двусторонней основе, но страна – член ЕС должна согласовать отступления с Еврокомиссией. Исключение уже сделано для OPAL, соединяющего Германию и Чехию: «Газпром» может использовать свыше 50% мощностей, если не менее 3 млрд куб. м будет поставлено на чешский рынок. NEL же целиком находится в ФРГ.

Россия предлагала придать Северному и Южному потокам статус «проектов взаимного интереса» – это закрепит за «Газпромом» монополию на прокачку по ним газа. Третий пакет – законодательство ЕС, Россия лишь может на двусторонней основе обсуждать отдельные аспекты «в пределах гибкости», которые предусмотрены законом, замечает человек, близкий к европейской делегации.

«Карта» предписывает до 2020 г. «обеспечить поддержку крупным проектам в газовой инфраструктуре, которые стороны признают проектами взаимного интереса», к 2030 г. сблизить регулирование рынков, а к 2050 г. – устранить все барьеры.

Европа надеется на встречное движение, объясняет человек, близкий к европейской делегации: энергетический рынок России должен стать более открытым. Это зафиксировано и в «дорожной карте»: ЕС «заинтересован, чтобы сектор разведки и добычи [газа] работал в международной конкурентной среде».

Энергодиалог России и ЕС зашел в тупик и «карта» подтверждает это, говорит директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: обязательств она не накладывает, а реальные действия противоречат декларациям – в середине марта Еврокомиссия отказалась внести «Южный поток» в перечень приоритетных проектов. Сближение регулирования для ЕС означает отмену монополии «Газпрома» на экспорт, а этого ждать не приходится, резюмирует он.