Минюст объяснил, почему не регистрирует партию Навального

Упрощенный порядок регистрации партий работает не для всех: Минюст нашел больше десятка оснований отклонить заявку партии Алексея Навального

Минимальные издержки. Владимир Путин, президент России

«Но сейчас это понятие «несистемная оппозиция», мне кажется, должно постепенно утрачивать свою актуальность. Предоставлено право с минимальными бюрократическими издержками образовывать политические партии. Можно полностью легализоваться» (прямая линия 25 апреля)

Минюст разъяснил, почему отказался регистрировать партию «Народный альянс», близкую к оппозиционеру Алексею Навальному. В заключении о приостановлении процедуры регистрации, которое опубликовано на сайте партии, ведомство перечисляет около десятка доводов. Оно ссылается на несоответствие положений ее устава закону о партиях (например, законом не предусмотрена возможность самоликвидации местных и первичных отделений, а в уставе такой пункт есть), отсутствие необходимых документов (данные о представительстве делегатов учредительного съезда представлены в одном экземпляре вместо двух) и просто на технические неточности – например, ошибку в нумерации страниц.

Учредительный съезд партии «Народный альянс» прошел в декабре прошлого года. В партактив вошли исполнительный директор Фонда борьбы с коррупцией Владимир Ашурков, координатор проекта «Росвыборы» Георгий Албуров и депутат Екатеринбургской городской думы Леонид Волков. Сам Навальный заявлял, что не планирует вступать в партию, но считает себя ее неформальным членом.

В «Народном альянсе» называют большинство претензий Минюста надуманными. Серьезных замечаний к уставу всего три, говорит секретарь центрального совета «Народного альянса» Владимир Ашурков. Из них два не соответствуют действительности: например, Минюст пишет, что в уставе не предусмотрена возможность внесения изменений в программу партии, а также представление сводного финансового отчета в Центризбирком. Но возможность внесения изменений в программу в уставе прописана, представление отчета в федеральный уполномоченный орган (им как раз и является Центризбирком) – тоже. А что касается возможности самоликвидации местных и региональных отделений, то аналогичная норма есть в уставах «Единой России», КПРФ, «Альянса зеленых – Народной партии», что не помешало их зарегистрировать.

Это свидетельствует об избирательном подходе Минюста к проверке уставов политических партий, считают в «Народном альянсе». Ашурков не исключает, что такой подход связан с близостью партии к Навальному. Она повторно подаст документы на регистрацию – закон дает на это три месяца.

«Народный альянс» оказался шестым в списке партий, регистрация которых приостановлена. По данным сайта Минюста, в течение года с начала партийной реформы в регистрации уже отказано 11 партиям.

Член бюро партии «РПР-Парнас» Константин Мерзликин говорит, что с самого начала не питал иллюзий по поводу нового закона: он снизил требования к численности партий, но не внес никаких принципиальных изменений в традиционный инструментарий Минюста, который всегда использовал придирки к партийным уставам как основной повод для отказа в регистрации. «Парнас» не мог зарегистрироваться по старым правилам и по новым не смог бы, если бы не воспользовался «лицензией» Республиканской партии, отмечает Мерзликин. «Мы предлагали так называемой «комиссии Медведева», которая работала над новым законом, ввести уведомительный порядок регистрации, но наши предложения не услышали», – вспоминает Мерзликин.