СМИ: политическим преемником Берлускони может стать его дочь Марина


Пока Сильвио Берлускони уверяет своих сторонников, что он «не сдается», несмотря на подтверждение верховным судом обвинительного приговора по делу об уклонении от налогов, итальянские СМИ уже начали обсуждение кандидатов в его политические преемники. В понедельник на страницах Corriere della Sera появилась карикатура на сторонников Берлускони с подписью, намекающей, что таким преемником может стать старшая дочь экс-премьера, Марина Берлускони. Официальная позиция партии «Народ свободы» заключается в том, что Сильвио Берлускони пока остается ее лидером. Его сторонники обратились к президенту Италии Джорджо Наполитано с просьбой об амнистии.

Тем временем комитет сената готовится обсудить исключение Берлускони из рядов сенаторов, а вероятность того, что ему придется провести год под домашним арестом и отказаться от политической деятельности на ближайшие шесть лет, представляется вполне реальной. Все это способствует появлению волны спекуляций на тему, что дочь политика и медиамагната не только унаследует бизнес отца, но и станет его политической преемницей и лидером партии, когда та вернет себе историческое название «Вперед, Италия», возможно, уже в следующем месяце.

В субботу Il Giornale опубликовала большую статью о Марине Берлускони, начинавшуюся словами: «Мы знаем, что она этого не хочет, но боимся, что пришел ее черед». Сама Марина неоднократно отрицала наличие у нее политических амбиций. 47-летняя дочь итальянского экс-премьера возглавляет семейный холдинг Fininvest и издательство Mondadori и не имеет никакого опыта политической деятельности. Кроме того, она входит в советы директоров Mediaset и Mediobanco. В 2007 г. она занимала 33 место в рейтинге самых влиятельных женщин мира по версии журнала Forbes. В Fininvest она пришла в очень молодом возрасте, в 1996 г. стала вице-президентом, а в 2005 г. возглавила компанию. Марина обычно избегает публичности, и широкой общественности известно о ней немного.

Члены партии «Народ свободы» не разделяют энтузиазм прессы. «Мне не нравятся династии, будь они хоть монархические, хоть республиканские», - заявил Ренато Брунетта, лидер партийной фракции в нижней палате парламента. Марина Берлускони может с ним согласиться. В ноябре прошлого года она опубликовала заявление, в котором говорила, что политическое лидерство «нельзя унаследовать или передать в соответствии с династической процедурой». «Между тем, чтобы следить за политикой и заниматься ей, лежит целая пропасть, которую я никогда даже не думала переходить», - также заявляла она. Эта невысокая хрупкая женщина всегда носит обувь на высоком каблуке и большие темные очки. Коллеги характеризуют ее как проницательного и жесткого переговорщика, при этом она очень располагает к себе. Все говорят о том, что она весьма закрытый человек и всегда была обеспокоена тем, что политическая деятельность может привлечь повышенное внимание к ней и ее семье.

Пребывание Марины в должности руководителя Fininvest несколько омрачалось тем, что курс акций Mediaset, основной компании холдинга, всегда находился в сильной зависимости от политических успехов ее отца. В этом году, на фоне результатов февральских выборов, акции Mediaset подорожали в два с лишним раза. Правда, за последние десять лет их стоимость снизилась на 60% из-за снижения рекламной выручки компании и обострения конкуренции со стороны спутникового телеоператора Sky Italia и интернет-ресурсов.

Сейчас Марина Берлускони проводит отпуск во Франции и недоступна для журналистов, сообщил в понедельник ее представитель, еще раз подчеркнув, что она систематически отрицала намерения заниматься политической деятельностью.

Это не остановило комментаторов, обсуждающих все действия Марины, предпринятые в последнее время, особенно ее решение приехать из Милана в Рим, чтобы присутствовать вместе с отцом на оглашении судебного приговора, а также то, что после этого она впервые приняла участие во встрече партийных лидеров. Однако ее не было на митинге в поддержку экс-премьера в воскресенье. Вместо Марины на нем была 28-летняя невеста Сильвио Берлускони Франческа Паскале. Паскале полагает, что возможным препятствием для политической деятельности Марины может стать то, что в этом случае и она, и семейный бизнес окажутся новой мишенью враждебного, как она считает, правосудия.

«Если бы Марина пошла в политику, это было бы правильно, но я не думаю, что ее отец благосклонно к этому отнесется, учитывая, что произошло с ним самим, - заявила Паскале. - До 1994 г. на репутации Сильвио Берлускони не было ни пятнышка, но как только он занялся политической деятельностью, итальянская судебная система начала преследовать его».

С другой стороны, Джованни Орсина, профессор истории римского университета LUISS, считает, что своим успехом партия «Народ свободы» во многом обязана харизме своего лидера и сочетанию богатства и влияния его семейной бизнес-империи. Без представителей клана Берлускони в верхушке партии ее перспективы, по мнению Орсины, неясны. «А если так, остается только Марина», - сказал Орсина газете La Stampa, опубликовавшей его комментарии в понедельник.

Перевела Надежда Дмитриенко