Госдума приняла законопроект об ограничении иностранного участия в СМИ

Документ принят сразу в двух чтениях практически единогласно
Andrey Rudakov/ Bloomberg

Сегодня Госдума приняла сразу во втором и третьем чтении законопроект о запрете иностранным акционерам владеть долей более 20% в российских СМИ. Документ был одобрен быстро и практически единогласно - 430 депутатов голосовали в третьем чтении "за" и лишь двое "против". "Во 2-м и 3-м чтениях против закона, который бьет по российскому медиабизнесу, уже 2 голоса против. Мой и Сергея Петрова. И Зубов не голосовал", - написал в своем Twitter депутат Дмитрий Гудков.

В четверг комитет Госдумы по информационной политике и связи рекомендовал принять законопроект во втором и третьем чтении. Ко второму чтению поступило девять поправок, восемь технических и лишь одна по существу - об исключении для тех СМИ, которые образованы в соответствии с международными договорами (межгосударственные телерадиокомпании и пр.). Быстроту принятия законопроекта один из авторов, Вадим Деньгин (ЛДПР) объяснил необходимостью для СМИ как можно быстрее привести свою организационную систему в соответствие с законом.

Доля иностранных государств, международных организаций, иностранных компаний, иностранных граждан и граждан России с гражданством другой страны в капитале любого российского СМИ должна быть ограничена 20%. Также предполагается запрет непрямого владения. Сейчас иностранное владение (не более 50%) СМИ ограничено для эфирных телеканалов и радиостанций, которые вещают на территории, где проживает половина и более населения России, а также газет и журналов тиражом в 1 млн экземпляров и более. Если эти нормы не будут соблюдены к 1 января 2017 г., деятельность СМИ приостанавливается.

На комитете Госдумы по информационной политике и связи депутат от КПРФ Олег Смолин предложил исключить из закона СМИ, для которых прописаны культурно-просветительская, детская, спортивная и музыкальная цели. С такими поправками он выступил и на заседании Госдумы. «Закон явно направлен на обеспечение национальной безопасности, а детские и культурные телеканалы к этому отношения не имеют, - говорит он. - Хочу заметить, что отечественные телевизионные каналы не всегда качественнее зарубежных».

Но Деньгин уточнил, что закон направлен на ограничение иностранного капитала, а не касается информационной политики. Во время первого чтения Деньгин говорил, что ограничение в 20% поможет защитить информационное поле России от влияния Запада и «пятой колонны», и высказывал особые опасения по поводу глянца. Смолину он пообещал, что комитет вернется позднее к рассмотрению его поправок.

Согласно законопроекту в текущем виде под запрет попадают более половины СМИ в России. Многие регистрируют СМИ в офшорах, чтобы не платить 20% прибыли в бюджет. У многих российских медиа - реальные иностранные владельцы. Самое крупное из них - CTC Media (каналы CTC, «Домашний» и «Перец», капитализация - почти $1,5 млрд): 37,9% у шведской MTG Group, блокпакет - у кипрского Telcrest Юрия Ковальчука и его партнеров, остальное - в обращении на NASDAQ. Сейчас компания ищет выходы из сложившейся ситуации и готовится изменить структуру из-за введенных ограничений.

Второй после ВГТРК по охвату аудитории владелец неэфирных каналов в России - шведский Viasat. Среди нероссийских неэфирных каналов - Discovery, Animal Planet и десятки других СМИ. «Если эти нормы будут приняты, недавний запрет рекламы на платных каналах станет меньшей из проблем», - расстроен руководитель одного из таких каналов.

Иностранцы владеют крупнейшими издательскими домами - Sanoma Independent Media (SIM), Conde Nast, Hearst Shkulev Media, Burda. Нероссийские владельцы есть у журнала Forbes (его здесь издает немецкий Axel Springer), радиостанции «Эхо Москвы» (один из ее владельцев - Владимир Гусинский, гражданин Израиля), «Ведомостей» (газетой владеют финская Sanoma, американская The Wall Street Journal и британская Financial Times) и даже у бесплатной Metro (ее совладелец - одноименная шведская компания).