КС запретил следствию скрывать обстоятельства гибели граждан от их родственников

Однако должностные лица обязаны предотвращать коллизии между требованиями закона о гостайне и правами родственников погибших - в материалы не должна попадать лишняя информация

Конституционный суд запретил следствию скрывать от родственников и их адвокатов обстоятельства смерти граждан, ссылаясь на гостайну. Такое решение суд принял по жалобе гражданина Лаптева, брат которого в 2012 г. был найден мертвым в изоляторе временного содержания МВД Марий Эл. Заявитель добивался возбуждения уголовного дела по этому факту, однако ему отказали, а обжаловать это решение он не мог из-за засекреченных материалов доследственной проверки.

Постановление КС, вынесенное 6 ноября, опубликовано на сайте суда. Оспариваемые заявителем нормы закона о гостайне суд счел конституционными. Однако эти нормы "не предполагают ограничение права адвоката, являющегося представителем лица, требующего возбуждения уголовного дела в связи с гибелью своего близкого родственника", на изучение материалов, ставших основанием для отказа в возбуждении такого дела. "В законе о государственной тайне определенно говорится о том, что не подлежат засекречиванию сведения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также о фактах нарушения законности органами госвласти", - напоминает КС. Решая вопрос о возбуждении уголовного дела, уполномоченные должностные лица должны использовать только те сведения о наличии или отсутствии признаков преступления или другие юридически значимые факты, которые "могут быть проверены в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом, для подтверждения обоснованности процессуальных решений, принятых на данной стадии уголовного судопроизводства по результатам рассмотрения сообщения о преступлении".

Если по факту гибели человека дело не возбуждено, и заинтересованное лицо, настаивающее на его возбуждении, не признано потерпевшим, несмотря на его требования, его правовой статус все равно "не может существенно отличаться от правового статуса лица, официально признанного потерпевшим", при том что "речь идет о смерти человека, факт которой, а следовательно, и реальность страданий членов его семьи не ставятся под сомнение", говорится в решении КС. Это, по мнению суда, обязывает органы, рассматривающие вопрос о возбуждении уголовного дела, изыскивать - до ознакомления заинтересованных лиц с этими материалами - адекватные правовые средства, которые позволили бы обеспечить их процессуальные права и право на информацию и вместе с тем не создавали бы дополнительные риски в отношении сохранности государственной тайны. То есть в материалы не должны попадать сведения о негласных оперативно-розыскных мероприятиях, планах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.

КС считает, что должностным лицам надлежит исключать возможность коллизии между требованиями защиты гостайны и гарантиями прав лица, требующего возбуждения уголовного дела о гибели родственника, и его адвоката.