России поставили «незачет» за взятки

Из 21 рекомендации, полученной в ходе третьего раунда мониторинга национальной политики противодействия коррупции, Россия смогла выполнить только три
В. Баранов/ Ведомости

Из 21 рекомендации, полученной в ходе третьего раунда мониторинга национальной политики противодействия коррупции, Россия смогла выполнить только три. Еще 12 были выполнены частично, а шесть не исполнены вообще. Об этом говорится в опубликованном сегодня докладе группы государств Совета Европы по борьбе с коррупцией («Греко», организация создана специально для контроля за исполнением обязательств, принятых странами - участницами Конвенции Совета Европы против коррупции).

В ходе этого раунда мониторинга эксперты оценивали национальную уголовно-правовую политику в деле противодействия коррупции, а также прозрачность финансирования политических партий. Как следует из доклада, с марта 2012 г. по сентябрь 2013 г. России не удалось значительно продвинуться ни в одном из этих направлений.

В числе рекомендаций, которые остаются невыполненными, - предложение включить в понятие «взятка» любые нематериальные преимущества, а также выгоду, полученную от действий чиновников третьими лицами. Не удалось криминализовать злоупотребление влиянием и обещание взятки, увеличить срок давности привлечения к уголовной ответственности за подкуп. Эксперты "Греко" отмечают, что российские власти предпринимали определенные усилия в этом направлении - в частности, большая часть предложений учтена в подготовленном Генпрокуратурой законопроекте «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за коррупцию». Но законопроект так и не был внесен в Госдуму. Что касается увеличения срока давности ответственности за взятку, то Минюстом и прокуратурой были подготовлены два конкурирующих законопроекта (один предлагает продлить срок до трех, другой - до шести лет). Наличие столь противоречивых инициатив не позволяет считать рекомендацию хотя бы частично реализованной, отмечается в докладе.

России удалось криминализовать подкуп членов международных ассамблей и предотвратить злоупотребление "деятельным раскаянием" (если взяткодатель сообщает о преступлении, он освобождается от уголовной ответственности). Эксперты учли сложившуюся правоприменительную практику и разъяснения Верховного суда, который настаивает, что раскаяние нельзя считать «деятельным», если признание в даче взятки дано уже после того, как о ней стало известно властям. Также отменено правило, по которому в делах о совершении преступлений в частном секторе, если ущерб нанесен исключительно интересам коммерческой организации, уголовное дело может быть возбуждено только по обращению такой организации.

В области финансирования политических партий авторы доклада приветствуют вводимые по инициативе правительства ограничения на использование партиями займов, снижение порога раскрытия информации о пожертвованиях и обязательный финансовый аудит партий с бюджетом более 60 млн руб. (поправки вступили в силу минувшим летом. - "Ведомости"). Но, отмечается в докладе, это не совсем то, о чем шла речь, когда говорилось о необходимости обеспечить «ясные, прочные и недвусмысленные правовые рамки» деятельности политобъединений. По-прежнему сохраняется неопределенность в вопросе о начале агитационного периода (формально он стартует после объявления выборов, но участники выборов могут проводить мероприятия только после открытия специального счета), но приняты меры к тому, чтобы не допустить злоупотреблений служебным положением в ходе избирательных кампаний, не придана прозрачность финансированию общественных объединений без статуса юридического лица (именно в такой форме был создан и принимал участие в выборах президента Общероссийский народный фронт. - "Ведомости") и фондов поддержки политических партий.

Несмотря на значительное количество неисполненных рекомендаций, России пока не ставят оценку «неудовлетворительно» и дают отсрочку до декабря 2015 г. К этому времени российская делегация должна будет отчитаться о выполнении остающихся рекомендаций. Для сравнения: по итогам предыдущих двух раундов мониторинга России засчитали в качестве полностью выполненных 15 из 26 рекомендаций, остальные 11 считаются выполненными частично.

В Генеральной прокуратуре не смогли оперативно прокомментировать результаты очередного этапа мониторинга. Гендиректор «Трансперенси интернешнл - Россия» Антон Поминов говорит, что не все так плохо, как выглядит, просто российские власти решили отчитаться не принятыми окончательно законопроектами. Кроме того, очевидно, что закон о финансировании партий писался без учета рекомендаций «Греко» - тут можно вести речь разве что о совпадениях. Сказывается отсутствие единого центра, который должен координировать национальную антикоррупционую политику, заключает эксперт. Он напоминает, что в конце прошлого года было создано Управление по вопросам противодействия коррупции в составе администрации президента, но это уже за пределами обсуждаемого этапа мониторинга.