Космический бюджет России сокращен на 10%

Эксперты рекомендовали отказаться от проектов сверхтяжелой лунной ракеты и постоянно обитаемой орбитальной станции
Михаил Воскресенский/ РИА Новости

Финансирование космической отрасли в 2015 г. сокращено на 10%, сообщил во вторник директор Центра координации преобразований ОАО "Объединенная ракетно-космическая корпорация" (ОРКК) Григорий Хворостянов.

"Требования правительства - снизить на 2015 г. общий бюджет программ космической деятельности на 10% в рамках секвестра бюджета", - сказал Хворостянов на совместном заседании Экспертного совета при коллегии ВПК и комитета ТПП по содействию модернизации и технологическому развитию экономики России. По его оценке, такое снижение "серьезно ухудшит экономическое положение предприятий", уменьшение бюджета приведет к росту кредитной заложенности предприятий и может поставить под угрозу "само существование промышленной основы космической деятельности".

Он отметил, что в данных условиях решение об объединении ОРКК и Роскосмоса и создании на их базе госкорпорации является "политическим решением". В ухудшившейся экономической ситуации было недопустимо, чтобы "две организационные структуры конкурировали за рычаги управления". По его мнению, создание космической госкорпорации - "это пожарная мера", предназначенная для экономии времени, ресурсов.

Как поменять стратегию

Во вторник также опубликован отчет о перспективах российской пилотируемой космонавтики экспертного совета при председателе коллегии Военно-промышленной комиссии. Эксперты предлагают кардинально скорректировать стратегию в этой области. Вместо половинчатых усилий по нескольким проектам ("Луна-Орбита", лунная орбитальная станция, перспективная пилотируемая орбитальная инфраструктура, лунная база) лучше сфокусировать усилия на одной задаче и довести ее до конца в обозримые сроки", - говорится в материалах .

"Если страна решится на лунную программу, то оправдан выбор в качестве основного направления пилотируемой космонавтики - лунной базы, отказ от затратных второстепенных проектов", - говорится в материалах. Вместо перспективной пилотируемой орбитальной инфраструктуры можно рассмотреть идею создания "небольшой целевой посещаемой орбитальной станции". Главный критерий - обоснованность научно-производственных или оборонных задач, решаемых станцией, поскольку вопросы государственного престижа в 21 веке низкоорбитальные станции уже не решают, говорится в материалах.

Авторы считают, что такая перспективная лунная программа возможна без ракеты типа советской "Энергии" или американского "Сатурна-5", соответственно "сверхтяжелый носитель не является незаменимым".

Эксперты констатируют, что "отечественные средства выведения теряют коммерческую привлекательность в связи с появлением недорогих американских носителей, ожидаемым выходом на рынок китайских ракет, моральным износом эксплуатируемых на данный момент носителей".

По их оценке, перспективу имеют только легкие носители "Союз-2.1в" и "Ангара-1.2" как замена конверсионным ракетам и "Ангара-А5" - как замена "Протона-М". "Модернизация ракет "Протон-М" осложняется использованием токсичного топлива и расположением стартовой площадки за пределами России. Будущее российско-украинских ракет "Зенит" под вопросом из-за политических проблем. Эксплуатация конверсионных ракет "Днепр" и "Рокот" прекратится после истощения запасов баллистических ракет," - отмечают эксперты.

При этом "Ангара-А5" значительно дороже "Протона-М". Решение создавать новый керосиновый разгонный блок необоснованно с учетом наличия блоков ДМ.

Эксперты полагают, что "необходимо интенсифицировать работы по кислородно-водородному разгонному блоку, что также имеет прикладной смысл в рамках программы оздоровления Государственного космического научно-производственного центра им.Хруничева".