В конфликте на Украине воюют около 300 иностранцев с каждой стороны

Ополченцам больше всего помогают граждане Германии и Сербии, Киеву – жители Белоруссии и Грузии, считает польский эксперт
Иностранцы, воюющие на Украине, – это в основном одиночки/ V. Ghirda/ AP

На востоке Украины, как и в конфликтах в других странах, воюют иностранцы – некоторые на стороне пророссийских ополченцев, другие – вместе с украинскими войсками. Правда, их относительно мало – около 300 на каждой стороне, и в основном это европейцы. Для сравнения: в Ираке и Сирии их по меньшей мере 20 000. Это показало исследование Каспера Рекавека, польского эксперта по конфликту на Украине.

Его работу «Ни "иностранного легиона НАТО", ни "международных бригад Донбасса": (где все) иностранные бойцы на Украине?» опубликовал Польский институт международных отношений. Рекавек не находит доказательств ни выдвигаемых Россией обвинений в том, что на стороне Киева воюет тот самый «иностранный легион НАТО», ни утверждений, что к ополченцам присоединились некие «международные бригады Донбасса».

Мотивацией для участия в конфликте на Украине, как и в других странах, для многих вооруженных иностранцев служат радикальная идеология или деньги (причем первая причина в данном случае более распространена, чем вторая). По оценкам Рекавека, больше всего иностранцев, воюющих за ополченцев, из Германии (до 100 человек), Сербии (до 100), Венгрии (до 30) и США (до 25). На стороне украинского правительства больше всего граждан Белоруссии (до 100), Грузии (до 100) и Хорватии (32 или чуть больше).

Воевать за ополченцев из Донбасса сербы и граждане других стран сербского происхождения могут из-за братского чувства к православному народу и из-за общей неприязни к Евросоюзу и США, считает Рекавек. В то же время на некоторых боевиков из Западной Европы подействовала российская пропаганда, утверждающая, что в киевском правительстве полно правых фанатиков. Поэтому они считают, что участвуют в борьбе с фашистами.

Большое представительство бойцов из Белоруссии и Грузии, воюющих на стороне правительства Украины, объясняется тем, что они считают Россию агрессивным империалистическим государством, которое однажды может посягнуть на независимость и их стран. Хорваты, по мнению Рекавека, видят параллели между сепаратистами из Донбасса, пытающимися отделиться от Украины, и сербами, которые в 1990-х гг. хотели расколоть Хорватию и Боснию и Герцеговину.

Один из главных вербовщиков для ополченцев с Донбасса — Виктор Альфонсо Лента, утверждает Рекавек. Он раньше служил в вооруженных силах Франции и убеждает присоединяться к ополченцам, чтобы разрушить «англо-саксонский глобализм, атлантицизм и декадентский (загнивающий) Запад». А главный вербовщик для украинских сил — это живущий в Хорватии француз Гастон Бесон, указывает польский эксперт. Кроме того, поддержку и материальную помощь им оказывают украинские диаспоры в Канаде, Португалии и других странах, а некоторые их члены едут сражаться на Донбасс.

Рекавек предупреждает, что иностранные боевики на Украине – представители широких экстремистских, антисистемных политических движений с антинатовскими, антиевропейскими, антилиберальными, националистическими и довольно часто пророссийскими взглядами. Поэтому европейские государства должны уделять этой проблеме больше внимания; сейчас же они говорят о ней значительно меньше, чем об европейцах, уезжающих на Ближний Восток. «Как группа или отдельные лица они могут представлять угрозу европейской безопасности, и за ними нужно пристально следить, – считает Рекавек. – С помощью актов насилия они могут попытаться воспроизвести у себя на родине собственную Украину или Донбасс, как они их себе представляют, – и такие образования будут диктаторскими и репрессивными по своей природе».

Перевел Алексей Невельский