Верховный суд обеспокоен слишком широкой трактовкой конфликта интересов при отборе судей

Это может привести к запрету на профессию, опасаются в суде
В Верховном суде обеспокоены слишком широкой трактовкой понятия «конфликт интересов» в отношении судей/ С. Портер/ Ведомости

Председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев просит членов квалификационных коллегий, отбирающих кандидатов на судейские должности, внимательно отнестись к критериям отбора, и в частности к возможному конфликту интересов. «Безграничное расширение толкования такого конфликта может привести к запрету на занятие судейской профессией», – заявил он на семинаре-совещании с председателями коллегий (цитата по «Право.ру»). Необходимы единые стандарты в оценке возможности конфликта интересов, основанные на положениях законов о статусе судей, о противодействии коррупции и не подлежащие расширительному толкованию, считает Лебедев.

Серьезным препятствием для судейской карьеры семейные связи в юридической среде стали относительно недавно: строгие стандарты были заданы Специальной квалификационной коллегией судей (СККС), созданной в 2014 г. для отбора кандидатов на должности объединенного Верховного суда. В результате реформы состав суда обновился более чем наполовину, и одной из основных причин отказа стал потенциальный конфликт интересов. Это понятие, признавался тогда председатель СККС Анатолий Бондар, комиссия трактовала очень широко: наличие близких родственников в судебной системе, автоматически попадающих в процессуальное соподчинение будущего судьи, наличие родственников в адвокатских структурах, в правоохранительных органах (если их работа имеет отношение к уголовному преследованию) и в правовых службах мощных коммерческих структур. Такой подход поставил под угрозу карьеру даже людей из руководства Верховного суда: так, дочери председателя судебной коллегии по гражданским делам Василия Нечаева (она работала судьей Арбитражного суда Подмосковья) пришлось срочно подавать в отставку, а сыну (судья Федерального арбитражного суда Московского округа) разрешили доработать до 10-летней выслуги лет.

Итоги отбора

В 2014 г. рекомендацию к переназначению не получили 20 действующих судей Верховного суда и 13 судей Высшего арбитражного суда, из 220 кандидатов отбор прошли 110 человек.

В прошлом году Совет судей начал работу над перечнем ситуаций, при которых действия судьи могут рассматриваться как конфликт интересов. Но перспективы появления такого перечня не очевидны, признается член судейского сообщества: закон дает исчерпывающее определение конфликта интересов, все остальное – «от лукавого», поскольку может дать повод для необоснованных претензий. Все просто: судья не взял самоотвод при рассмотрении дела, в результатах которого мог быть лично заинтересован, – значит, отправится в отставку, рассуждает собеседник, но как можно считать конфликтом интересов работу родственника судьи в юрслужбе какого-то министерства, которое, может быть, когда-нибудь обратится в суд?

Действительно, с фильтром переборщили, согласен адвокат Владимир Жеребенков: в результате реформы судов из судебной системы ушли в том числе очень сильные в профессиональном отношении судьи. На самом деле «родственный фильтр» был только предлогом, уверен он: выдавливают в первую очередь независимых судей, не готовых выносить политически ангажированные решения.